Заявление Anglo-American о том, что De Beers в первом квартале 2009 г. снизила добычу алмазов на целых 90%, вызвало всеобщее изумление. Газета New York Times подсыпала соли на раны, опубликовав статью о российской алмазодобывающей компании "АЛРОСА": "В этом году Россия незаметно преодолела определенный рубеж, превзойдя De Beers в качестве крупнейшего мирового производителя алмазов".
De Beers болезненно восприняла любые намеки на то, что она больше не является "царем алмазной горы". Компания подтверждает, что в 2009 г. планирует уменьшить добычу примерно на 40%. Но ее представительница Линетт Гулд (Lynette Gould) отмечает, что "De Beers, несомненно, является ведущей компанией в области добычи и продажи алмазов. Учитывая, что уровень добычи в первом квартале был аномальным, а до конца года остается еще семь месяцев, мы полагаем, что New York Times поторопилась со своим утверждением". Другими словами, Россия, возможно, и опередила нас на время, но очень скоро мы вернем свое положение".
Однако у De Beers есть определенные ограничения, которых нет у России. Поскольку антимонопольные соглашения компании с Евросоюзом запрещают создание стоков, компания отреагировала на спад приостановкой добычи, которая едва ли имеет такой же эффект, как и создание запасов.
У России, которой принадлежит примерно четверть рынка, нет таких ограничений. Она продолжила добычу алмазов, приберегая их до лучших времен, как когда-то это делала De Beers. Представитель "АЛРОСА" сказал New York Times: "Если не поддерживать цену, алмаз станет простым куском углерода".
De Beers также рассматривает новые способы продажи своих алмазов, тем более, что недавно она получила две беспроцентных ссуды на 800 млн дол. от своих материнских компаний, чтобы справиться с долговыми обязательствами. Она также ввела практику дополнительных торгов на следующей неделе после проведения сайта, что дает сайтхолдерам возможность приобрести товары, не проданные в первую неделю. Компания обсуждает с инвесторами и инвестиционными фондами организацию продажи бриллиантов с учетом идеи об их долговременной ценности. И она установила оптовые скидки для сайтхолдеров, которые некоторые называют фактическим снижением цены.