Metal-Pages опубликовали материал о результатах производственно-коммерческой деятельности одного из крупнейших и важнейших участников мирового рынка титановой продукции - ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма".
За первые шесть месяцев 2009 г. доход от продаж упал на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 12,8 млрд руб. (359,3 млн дол.). Очевидной причиной снижения продаж компания называет негативное воздействие мирового финансового кризиса. Нетто-доход за тот же период снизился на 3,8% (200 млн руб.), составив 5,6 млрд руб. (172,93 млн дол.). Вышеприведенное более значительное снижение продаж было компенсировано еще более значительным - на 20,9% - снижением производственных издержек.
По российским финансово-бухгалтерским стандартам нетто-доход "ВСМПО-Ависма" за первое полугодие 2009 г. снизился на 5%, составив 1,7 млрд руб. Оборотные средства, в которые главным образом учитывались запасы сырьевых материалов, и дебиторская задолженность снизились на 12% и 11% соответственно.
Продажи на экспорт продолжают составлять львиную долю от продаж "ВСМПО-Ависма" - на них приходится не менее 70% от общего объема продаж по сравнению с 62% за аналогичный период прошлого года. Компания не представила подробной информации по производству и структуре продаж за текущий год, сообщив лишь о снижении объемов продаж и цен и на внутреннем, и на экспортном рынках.
Учитывая значительную долю "ВСМПО-Ависма" в мировом спросе на титан именно в авиакосмической промышленности, не исключено, что падение в 2008 г. заказов на самолеты и особенно на авиационные двигатели, а, значит, и спроса на титан, стало для компании самым сильным среди ведущих конкурентов-поставщиков титановой продукции мирового уровня. Поставки титановой продукции в 2008 г. составили 25620 т, что на 7% ниже показателей 2007 г. (27540 т). В значительной степени такое снижение отражает снижение на не менее чем 27,2% продаж заказчикам в России и СНГ, в то время как экспорт возрос на 1,1%, составив 19934 т.
На долгосрочных контрактах с важнейшими зарубежными потребителями падение цен на спот-рынках титановой продукции не сказалось, так как и "Боинг", и "Эйрбас" выполняли обязательства по контрактным закупкам титановой продукции не ниже оговоренных в этих контрактах минимальных объемов.
Главными факторами, негативно повлиявшими на спрос на титан и на производство "ВСМПО-Ависма" в первом полугодии, стали проявившиеся уже в прошлом году задержки ввода в коммерческую эксплуатацию нескольких новых лайнеров. Например, на 27 месяцев задерживается выпуск и проведение испытаний прототипа Боинг-787 Дримлайнер, в композитной конструкции которого широко применяется титан, причем не менее 50% титана для этой программы будет обеспечиваться поставками "ВСМПО-Ависма". Забастовка персонала "Боинг", начавшаяся в сентябре 2008 г. и длившаяся 58 дней, также оказала негативное влияние на процесс разработки и строительства новых моделей. По-прежнему неопределенным является будущее серийной постройки супергигантского аэробуса А380, а самолет нового поколения А350 уже сталкивается с задержками в разработке и производстве всего лишь узлов и компонентов.
Данные пассажирские самолеты являются машинами нового поколения прежде всего с точки зрения экономичных двигателей с гораздо меньшим потреблением топлива. Альтернативы снижению потребления топлива нет, поэтому перед лицом постоянной опасности роста стоимости топлива создание новых экономичных самолетов неизбежно, пусть даже и в достаточно отдаленной перспективе.
Как заявляет корпорация "ВСМПО-Ависма", в 2010-2011 гг. кризис во внедрении новых пассажирских самолетов будет, несомненно, преодолен, и потребление титана в авиакосмической промышленности постепенно будет приближаться к прогнозам, сделанным в докризисный период. В то же время, учитывая время постройки таких самолетов (6-8 месяцев), спрос на титановые продукты восстановится раньше.
В какой-то степени финансовый кризис оказал и позитивный эффект в виде снижения стоимости производства титановых сплавов, в состав которых входят такие материалы, как алюминий, ванадий, молибден, цирконий и олово. Объективности ради стоит сказать, что цены на некоторые из этих материалов росли до кризиса иногда просто неадекватно.
Другим позитивным фактором для потребления титана является развитие энергетической отрасли, в которой потребление титана достаточно велико в таких устройствах, как теплообменники (особенно в АЭС, использующих морскую воду), а также и в имеющей потенциал развития технологии выработки электроэнергии за счет разницы температур между поверхностными и глубокими водами океана. Благодаря уникальному сочетанию температурных свойств и сопротивления коррозии титановые сплавы являются идеальными для использования в морских условиях (нефте- и газопроводы, химическая промышленность).
Российский производитель не скрывает некоторых опасений по поводу возможного быстрого роста титановой промышленности Китая, что может сделать Китай потенциальным конкурентом "ВСМПО-Ависма" на рынке. В прошлом году Китай обошел Россию, став по объему крупнейшим в мире производителем титановой продукции, качество которой, впрочем, пока далеко от международных стандартов. В случае улучшения качества своей продукции китайские производители могут стать прямыми конкурентами ВСМПО по очевидным причинам дешевизны сырьевых материалов и заработной платы. По данным Китайской ассоциации промышленности цветных металлов, производство титановой губки в 2008 г. составило 49632 т, что привело к снижению доли "ВСМПО-Ависма" на мировом рынке титана примерно на 3%. Российский производитель расценил это как "очень тревожный сигнал".
В своем ежегодном отчете "ВСМПО-Ависма" подчеркнула, что за последний год объем заказов на титановую продукцию для сектора спортивного инвентаря и оборудования был очень мал, что опять-таки связано с перемещением многих производств в этом секторе в Китай, где уже начинают появляться объекты для производства достаточно качественной губки, слитков и полуфабрикатов. Кроме того, в результате новой подхода к лицензированию экспорта титановых прутков было потеряно много заказов на изготовление наконечников клюшек для гольфа для Тайваня, где гольф очень популярен - очевидно, что эта ниша может быть занята Китаем в первую очередь.
В области производства титановой продукции высокого качества для авиакосмической промышленности "ВСМПО-Ависма" по-прежнему остается одним из лидеров, основными преимуществами компании являются передовые технологии и обеспечение полного производственного цикла, от сырьевых материалов до полуфабрикатов и конечной продукцции. В 2008 г. на долю авиакосмического сектора пришлось 30,8% отгрузок титановой продукции, 27,6% - в двигателестроение, 19,8% - на приложения, связанные с морем.
В то же время "ВСМПО-Ависма" производит линейку другой продукции, что позволяет "переключить" часть мощностей на алюминий, сталь, ферротитан и т.д. (в 2008 г. доля алюминиевой и стальной продукции, а также ферротитана составляла 0,7%, 0,8 и 3,5% соответственно). Производство магния, составившее по итогам 2008 г. почти 10 тыс.т, в значительной степени нацелено на внутренний рынок - сохраняющиеся высокие пошлины в США продолжают оставаться очень серьезным барьером для российского магния на этом крупнейшем в мире рынке.
Производство титана в 2008 г. составило 26522 т, что на 3,2% ниже, чем в 2007 г., производство необработанной титановой губки 2948 т (в 2007 г. - 1993 т), производство порошкового титана - 1175 т. Существенный рост был отмечен в производстве ферротитана - до 8752 т по сравнению с 3050 т.
Объем продаж титановой продукции в 2008 г. в денежном выражении составил 25,134 млрд руб, что на 8,5% меньше, чем годом ранее. Продажи титановой продукции составили 86,3% от общего объема продаж, который снизился на 5%, составив 29,11 млрд руб. Прошлый год компания завершила с нетто-прибылью 2,668 млрд руб, что на 57,1% ниже, чем в 2007 г.