Монголия, обладающая в три раза большими запасами угля, чем такой крупнейший экспортер энергетических углей как Индонезия, стремится повысить свой экспортный потенциал, но стоит перед дилеммой привлечения инвесторов в сектор, хотя продолжает полностью контролировать отрасль.
Один из официальных лиц угольной промышленности заявил, что отгрузка угля в страны, не имеющих выхода к морю, в 2009 г. увеличатся на 30% по сравнению с годом ранее, до 5 млн т, однако это все равно меньше половины от заявленных правительством 12 млн т.
Глава угольной ассоциации Монголии (Mongolia Coal Association) Лавсандагва Даваатседев (Luvsandagva Davaatsedev) заявил: "Мы могли бы производить больше угольной продукции, но у нас нет возможности ее транспортировки. Ключевыми проблемами являются недостаточный объем инвестиций, неразвитая инфраструктура и отсутствие прямого доступа к другим рынкам. В настоящее время Монголия отправляет большую часть своего угля в Китай.
Он также отметил, что "Монголия и Китай рассматривают возможность совместного строительства электростанции, отвечающей экологическим нормам, рядом с угольным предприятием Шиве-Ово (Shivee Ovoo), расположенным к юго-востоку от Улан-Батора. Эта электростанция могла бы потреблять от 12 до 15 млн т угля в год. Готовая электроэнергия экспортировалась бы в Китай".
К сказанному он добавил, что только государственным угольным компаниям позволено перевозить уголь железнодорожным транспортом, частные угольные предприятия вынуждены перевозить свою продукцию автомобильным транспортом, что значительно удорожает их уголь. Существующая железнодорожная сеть очень загружена, так как по ней также перевозится российский уголь в Китай.
Экспорт монгольского угля в Китай через пять лет может увеличится в шесть раз и составить около 25 млн т/год, если бы заработали определенные крупные проекты. "Мы потеряли время из-за разногласий по вопросам форм собственности".
По его словам, "Монголия, помимо обновления своего законодательства, нуждается в иностранном участии, чтобы расширить поисковые работы, улучшить возможности инфраструктуры, включая железнодорожный и автомобильный транспорт, электроснабжение и коммуникации".