Россия в этом году экспортирует не менее 12 млн т энергетического угля в Китай, а, возможно, намного больше, что может ускорить рост мировых цен, говорят российские экспортеры.
В ответ на рост спроса в Азии, особенно в Китае, Россия увеличивает поставки угля в этот регион, отчего цены на мировом рынке выросли до 100 дол. за т на условиях FOB в январе с 85 дол. в начале декабря. Если спрос в Китае в этом году cохранится на нынешнем уровне, цены могут вырасти еще на 20%, считают экспортеры.
В прошлом году Россия экспортировала морем примерно 64 млн т энергетического угля, из которых 12 млн т было продано в Китай.
"В этом году Китай купит не менее 12 млн т, это наше общее мнение, но это может быть и 15 млн т, и даже 20 млн т, сейчас рано говорить, хотя спрос очень высок", - сказал один крупный экспортер.
В прошлом году поставки в Китай стали панацеей для российских производителей, которые не могли продавать уголь на переполненный европейский рынок. Китай покупал низкосортный уголь у ОАО "СУЭК" и Glencore и высокосортный уголь у ОАО "Мечел" и KRUTrade. Китайцы были готовы платить дороже, чем клиенты в других странах Азии, и, по мнению экспортеров, эта тенденция сохранится еще по меньшей мере несколько месяцев.
Сейчас российский энергетический уголь продается по цене около 100 дол. за т на условиях FOB в тихоокеанских портах по сравнению с 70-80 дол. за т в балтийских.
"Спрос в Китае чрезвычайно высок, они хотят покупать все виды угля в больших количествах, но в наличии его немного", - сказал один из экспортеров.
Российские экспортеры стараются выполнить прошлогодние обязательства, сорванные из-за экстремальных погодных условий и заторов на железной дороге.
Задержки с разгрузками вагонов с углем в тихоокеанском порту Ванино, где один из терминалов (в бухте Мучка) принадлежит ОАО "СУЭК", повлекли за собой "пробки" на железнодорожных путях Дальнего Востока. Сложная ситуация с выгрузкой топлива наблюдалась также в порту Восточном, где основным грузоотправителем угля является компания KRUTrade.
Теоретически, пропускная способность тихоокеанских портов - 23-35 млн т в год, но на практике она меньше, говорят экспортеры.