Европейские сталелитейщики борются с поставщиками сырья, которые, пользуясь монопольным положением, завышают цены. Пострадают от этого европейские потребители, прогнозируют эксперты: цены на сталь взлетят на 30%. Зато российские вертикально-интегрированные производители стали только выиграют.
Промышленники Европы обратились к регуляторам с просьбой пресечь резкий рост цен на рынке железной руды, передает Рейтер. Ассоциация сталелитейщиков Eurofer недовольна тем, что ведущие поставщики железной руды - Vale и BHP Billiton взвинтили цены и изменили систему ценообразования. Две эти компании уже договорились с японскими клиентами о переходе на квартальные контракты с 1 апреля, положив конец действующей десятилетия системе годовых контрактов. Третий участник "большой тройки" поставщиков руды - Rio Tinto - хочет последовать их примеру. Новая система оценки железной руды почти вдвое увеличивает стоимость продукта.
"Трое поставщиков сырья: Vale, BHP Billiton и Rio Tinto контролируют более 70% рынка, поэтому вполне могут диктовать свои условия", - говорит Николай Сосновский из "Уралсиб Кэпитал". BHP и Rio контролируют почти все поставки из Австралии, а Vale - из Бразилии.
Европейских производителей стали и ее потребителей такая перспектива не радует. "Железная руда - это основа важнейшей для Евросоюза производственно-сбытовой цепи, - говорится в совместном заявлении Eurofer и Европейской ассоциации машиностроителей. - Если доступ к ней затруднен неоправданными ценами, это ставит под угрозу производство стали в Европе и будет иметь серьезные последствия для всей производственно-сбытовой цепи и миллионов занятых в ней сотрудников". По словам промышленников, это повредит восстановлению европейской экономики.
Итальянская промышленная федерация ANIMA призвала сопротивляться "неоправданному повышению цен на сырье" и попросила Рим поддержать сталелитейную промышленность Италии путем снижения налогов на инвестиции и цен на электроэнергию.
Против завышения цен на сырье для производства стали также выступает европейская ассоциация автопроизводителей ACEA, пишет Bloomberg. По словам представителя АСЕА, повышение цен на сырье обернется повышением стоимости автомобилей для конечного потребителя, что на данный момент является нежелательным для любого европейского автопроизводителя.
Однако промышленники вряд ли добьются снижения цен и изменения условий контрактов.
Спрос на сталь в Европе еще не начал восстанавливаться, зато идет рост в Китае, а он потребляет около половину производимой в мире стали, отмечает Александр Пухаев из "ВТБ Капитал". Именно КНР играет первую скрипку на этом рынке, она сейчас потребляет стали еще больше, чем до кризиса, поэтому растут цены на коксующийся уголь и руду. А европейские производители оказались заложниками этого роста.
Тем более, власти ЕС пока и сами не горят желанием помогать собственным производителям. Еврокомиссия в ответ на жалобу Eurofer заявила, что не начнет по ней отдельное расследование. Правда, европейские чиновники могут учесть жалобу при рассмотрении планируемого объединения железорудных активов BHP и Rio Tinto. По мнению Eurofer, если этот проект осуществится, мировой рынок железной руды окажется под контролем лишь двух компаний. В минусе в итоге окажутся европейские потребители стали.
Повышение цен на сырье автоматически обернется ростом цен для потребителей - по прогнозу аналитиков, цены на сталь взлетят как минимум на 30%, констируют эксперты.
Зато отечественным сталелитейщикам это может сыграть на руку. Большая часть российских компаний имеют собственную сырьевую базу, а значит, они не зависят от роста цен на сырье и смогут легче конкурировать с европейцами на рынке стали.