Вернуться ко всем новостям

Итоги визита Полпреда Президента в УрФО в УГМК

28.08.2002
Полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев посетил 21 августа Уральскую горно-металлургическую компанию в рамках рабочих встреч с руководителями ведущих промышленных предприятий УрФО.

Программа визита включала в себя посещение объектов социальной сферы УГМК, расположенных в Верхней Пышме, - храма Успения Пресвятой Богородицы, Медной мечети имама Исмаила Бухари, Наркологического реабилитационного центра. Далее Петр Латышев ознакомился с производством "УГМК" в медеплавильном, химико-механическом цехах и цехе катанки, а затем вместе с руководством компании принял участие в совещании по вопросам стратегического развития УГМК.

Как отметил полномочный представитель, "УГМК - одна из крупнейших вертикально-интегрированных горно-металлургических компаний России, на долю которой приходится 40% отечественного рынка меди. УГМК играет большую роль в Уральском регионе, т.к. большинство предприятий компании - градообразующие, и от которых практически полностью зависит жизнь многих городов". В связи с этим Петр Латышев подчеркнул необходимость соотнесения стратегических планов развития компании с основными направлениями политики государства и выработки совместных решений по стоящим перед отраслью проблемам. В качестве приоритетных задач развития компании в общеэкономическом контексте Полпред Президента назвал дальнейшее наращивание конкурентоспособных преимуществ "высокого порядка", участие в формировании внутреннего рынка, повышение прозрачности деятельности, принятие мер по защите прав собственности, дальнейшее участие в проектах социально-экономического развития территорий.

В свою очередь, участвовавшие в совещании президент УГМК Искандар Махмудов и гендиректор УГМК Андрей Козицын основной акцент сделали на тех проблемах, которые сегодня негативно влияют на производство в цветной металлургии и снижают тем самым конкурентоспособность отрасли. Речь шла, прежде всего, о морально и физически устаревших технологиях и оборудовании (потребность в модернизации активов УГМК сегодня оценивается в 1 млрд. долл.), постепенном истощении минерально-сырьевой базы, продолжающемся непрогнозируемом росте тарифов на услуги естественных монополий, отсутствии источников долгосрочных инвестиций, необходимости содержания градообразующими металлургическими предприятиями большого количества объектов социальной сферы без помощи государства.

Низкий уровень внутреннего спроса на продукцию (по прогнозу Минэкономразвития рост внутреннего спроса составит лишь 50% к сегодняшнему уровню потребления. Сегодня вся российская медная промышленность производит более 800 тыс. тонн меди в год, внутренний спрос - чуть больше 200 тыс. тонн, остальное экспортируется) приводит к тому, что в обозримом будущем металлургам придется работать в условиях преимущественно экспортной ориентации. Также было отмечено, что проблемы металлургии требуют государственного вмешательства, особенно в преддверии вступления России в ВТО. Например, сегодня по экологическим стандартам отечественные металлурги далеко отстали от западных производителей.

В связи с этим, металлурги обратили внимание полпреда на необходимость создания условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития металлургии в странах - крупнейших участниках мирового рынка металлов. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности металлургической промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а также внешней торговли. В частности, требуется отменить 10% экспортную пошлину на медь (пошлина сегодня не меняется даже если цена на медь падает ниже 1500 долл. за тонну, при этой цене медные предприятия работают в убыток – так было, например, во втором полугодии 2001 г.), ввести дифференцированное налогообложение недропользования, разработать механизмы компенсации социальных затрат компании. После введения нового налогового кодекса финансирование социальной сферы ведется из чистой прибыли, а муниципальные власти не имеют возможности компенсировать затраты, которые по году превышают 600 млн. руб.

Также было отмечено, что необходимо стимулировать прогрессивные структурные изменения в сфере внутреннего потребления медной продукции. В этих целях целесообразно реализовать меры по расширению внутреннего спроса на продукцию, активизации инновационной деятельности в металлургии, реструктуризации предприятий и решению социальных проблем. Например, в качестве одной из мер по расширению внутреннего спроса на продукцию медной отрасли Андрей Козицын отметил необходимость внесения в существующие строительные нормы и правила (СНИПы) обязательное условие использования медных труб при возведении промышленных и гражданских объектов. По его мнению, эта мера сможет увеличить внутреннее потребление меди минимум на 30%, а также обеспечит строителей долговечным материалом с лучшими характеристиками.

Подводя итог всему совещанию, Петр Латышев отметил позитивный опыт работы УГМК и заметил, что "рассматривая примеры деятельности таких предприятий, и рождается государственная промышленная политика". По итогам встречи решено было подготовить наиболее важные предложения, которые полпред и изложит в своем докладе Президенту и Председателю Правительства в начале сентября 2002 г.
Яндекс.Метрика