Сезон низких цен на энергетический уголь, приходящийся на сентябрь-октябрь, в этом году завершился раньше обычного из-за проливных дождей и наводнений в Австралии в последние четыре-пять недель.
Кроме того, в сентябре произошли нетипичные для этого времени года паводки в Индонезии, а также ливневые дожди в Колумбии, которая в первой половине 2010 г. впервые экспортировала уголь в Китай (когда производственных мощностей в Австралии и ЮАР оказалось недостаточно для удовлетворения растущего спроса со стороны КНР). Между тем, предстоящая зима в Китае ожидается холоднее обычной, в связи с чем в ближайшие несколько месяцев усилится корреляция между метеопрогнозами и ценами на энергетический уголь, полагает аналитик "ВТБ Капитала" Виктор Белски.
Экспортная цена на южноафриканский уголь, которая в сентябре опустилась до минимальных значений - порядка 80 дол./т, сильнее всего отреагировала на изменение погодных условий: на прошлой неделе цена поставок из Ричардс-Бей на условиях FOB подскочила до 97 дол./т, что соответствовало максимальному уровню за последние два года. В свою очередь, цена FOB Ньюкасл достигла 100 дол./т, а контракты на январь 2011 г. заключались по цене почти в 105 дол./т.
Как всегда, растущий спрос на энергетический уголь со стороны Китая выступает ключевым краткосрочным фактором повышения цен. Согласно последним сообщениям, китайским электростанциям было дано указание перед наступлением зимы увеличить запасы угля до 30 дней потребления (против примерно 20 в настоящее время). По мнению В.Белски, это делается для того, чтобы избежать повторения в этом году транспортных коллапсов, наблюдавшихся в летний период, когда грузовики с углем неделями простаивали в многокилометровых пробках. Однако более актуальную проблему представляет дефицит железнодорожных мощностей и складские запасы, которые, как показывает предыдущий опыт, даже на уровнях, обеспечивающих 30 дней потребления, очень быстро могут опуститься до критических уровней, полагает аналитик.
На этом фоне на прошлой неделе внутренняя цена на уголь в Китае выросла более чем на 6%, до 125,5-127 дол./т, в то время как средняя продолжительность очереди под разгрузку на основном угольном терминале в китайском порту Циньхуандао подскочила примерно на 27%, до 205 судов. Тем не менее динамика закупок остается равномерной, и, хотя спрос существенно вырос по сравнению с предыдущим месяцем, никаких признаков паники на рынке не наблюдается (пока). Общий уровень фрахтовых ставок, измеряемый индексом Baltic Dry Index (BDI), в последний месяц оставался относительно стабильным, хотя индекс Baltic Capesize демонстрирует намного более активный рост - примерно на 25% с начала октября. Впрочем, это скорее отражает увеличение поставок железной руды и коксующегося, нежели энергетического, угля, считает В.Белски.
Тем не менее, импорт энергетического угля в Китай действительно резко увеличился в сентябре, достигнув 8,88 млн т (+24% к прошлому месяцу и +48% к прошлому году), что является четвертым по величине месячным значением за всю историю наблюдений. Нетто-импорт лишь немного недотянул до рекордного уровня, зафиксированного в четвертом квартале 2009 г. Учитывая, что в ближайшие недели ожидается дальнейшее увеличение спроса, цены на энергетический уголь, поставляемый морем, в краткосрочной перспективе также продолжат расти, полагает аналитик.