"Росатом" в 2010 г. начал активную международную экспансию, объявив о целом ряде сделок по приобретению активов за рубежом, в том числе крупной американской компании Uranium One, строительстве массы новых блоков АЭС. При этом из-за ограниченности ресурсов замедлилась реализация некоторых внутренних проектов "Росатома". Зато впервые реальный допуск к российским атомным активам получают зарубежные инвесторы.
Сейчас в развитии госкорпорации можно выделить три основных международных направления - добычу урана, строительство АЭС и привлечение зарубежных инвесторов в отечественную атомную отрасль. За рубежом активность "Росатома" шла до последнего времени по двум направлениям - строительство АЭС и скупка урановых активов. "Атомредметзолото" (АРМЗ) за пару лет превратилось из оператора добычи на отечественных месторождениях в держателя контрольного пакета канадской Uranium One. Благодаря этому урановый холдинг "Росатома" сейчас ведет добычу в Казахстане, Австралии и США, а после приобретения австралийской компании Mantra Resources получит и перспективные площади в Танзании.
К 2015 г. АРМЗ намерен достичь уровня добычи 12,5 тыс.т урана в год (18% общемировой, второе место вслед за "Казатомпромом"). В 2009 г., когда массированная скупка активов только начиналась, холдинг добыл 4,6 тыс.т урана и занимал лишь пятое место в мире (10% добычи).
Планы по возведению атомных станций за рубежом превосходят общий объем нынешней российской атомной энергетики вместе взятой. Глава "Росатома" Сергей Кириенко в конце 2010 г. оценивал возможный портфель заказов госкорпорации в 23-25 блоков. Общая мощность этих АЭС может составить порядка 30 ГВт. В России сейчас действует десять АЭС суммарной мощностью 24,2 ГВт.
"Росатом" уже достраивает станции в Индии (Куданкулам), Словакии (Моховце), Болгарии (Белене) и Иране (Бушер), имеет договоренности по сооружению энергоблоков на Украине, в Белоруссии, Турции, Китае, Армении, Вьетнаме и той же Индии, участвует в тендерах в Чехии и Иордании. Причем о большей части этих проектов госкорпорация объявила лишь в прошлом году. Это создавало впечатление, что "Росатом" резко ускорил свою экспансию на зарубежные рынки, хотя ряд проектов явно обсуждался уже в течение нескольких лет.
У международной экспансии есть и обратная сторона - отвлечение внимания и ресурсов от внутренних проектов. Например, АРМЗ, покупая активы за границей, значительно сдвинул, до 2020 г., ориентировочные сроки начала добычи на крупнейшем Эльконском месторождении (запасы - 319 тыс.т урана, т.е. больше, чем на всех других российских месторождениях АРМЗ, вместе взятых). Строительство новых энергоблоков на АЭС тоже ведется медленнее, чем предполагалось. "Росатом" рассчитывал после 2015 г. выйти на темп ввода по три-четыре энергоблока в год, потом цифра была снижена до двух блоков, сейчас говорится об одном гигаваттном блоке в год.
Сейчас "Росатом" готов пускать иностранцев практически в любой атомный проект внутри страны. Даже в капитал обогатительных комбинатов, являющихся ключевым элементом ядерного топливного цикла (например, путем создания СП с Казахстаном на базе Уральского электрохимического комбината и с Украиной). Иностранцев продолжают активно звать и в уранодобывающую отрасль. АРМЗ ожидает, что развитие Эльконского месторождения в Якутии будет производиться вместе с японской Mitsui и, возможно, другими инвесторами. Предложения подумать о совместной разработке российского урана получали также Индия и Китай. В машиностроительной отрасли уже несколько лет существует проект по созданию в Подольске в партнерстве с Alstom тихоходных турбин для АЭС.
Наконец, "Росатом" рискнул поступиться монополией на владение атомной энергетикой: 49% акций Балтийской АЭС в Калининградской области предполагается отдать иностранному инвестору, на роль которого прочат итальянскую Enel. Существует и договоренность по созданию консорциума с немецким концерном Siemens, но пока неясно, когда намерения сторон воплотятся в конкретные контракты.
В настоящее время ключевыми заказчиками на рынке строительства АЭС являются Китай и Индия, которые намерены развить у себя мощную атомную энергетику. Дели, например, имеет предварительную договоренность с "Росатомом" на сооружение трех АЭС (до 16 энергоблоков). И Индия, и КНР готовы работать со всеми крупными компаниями, имеющими технологии строительства атомных станций. Помимо "Росатома" это, в первую очередь, американско-японский консорциум Westinghouse-Toshiba и французская Areva.