Данные по китайскому импорту за май свидетельствуют о неожиданном сокращении ввоза коксующегося угля - на 33% к предыдущему месяцу и почти на 45% год к году, до 2,13 млн т, что знаменует резкий разворот после апрельского роста. Более низкий уровень ввоза коксующегося угля фиксировался лишь однажды с мая 2009 г. Хотя чистый импорт снизился меньше - на 25% за месяц, до 1,92 млн т, из-за падения экспорта втрое, до 209 тыс.т, на фоне некоторого отката спотовых цен в Азии, в "ВТБ Капитале" ожидали увеличения импорта, учитывая тот факт, что производство стали в мае поставило новый абсолютный рекорд на уровне 60,25 млн т (а с точки зрения суточных объемов - достигло нового пика во второй декаде мая).
Как отмечает аналитик банка Виктор Белски, падение импорта отражает даже более глубокую, чем предполагалось ранее, выработку товарных запасов угля китайскими меткомбинатами, что, по его мнению, является следствием сильного давления на рентабельность сталелитейных компаний, которая, по последним оценкам, составляет в среднем всего 1-2%. Похоже, в целях сохранения рентабельности (там, где это возможно) меткомбинаты сделали упор на минимизацию товарно-материальных запасов и оборотных средств, хотя это повышает риск физической нехватки угля в случае обострения проблемы узких мест при транспортировке, как это происходило в прошлые года летом, когда главной причиной была нехватка электроэнергии, полагает аналитик.
Между тем, разбивка китайского импорта коксующегося угля по странам высвечивает серьезный (структурный) сдвиг, произошедший за последние четыре месяца: увеличение ввоза угля из Монголии за счет австралийского сырья, что обусловлено как наводнениями в Квинсленде (ограничившими объемы экспорта), так и значительным ростом добычи в Монголии, который должен продолжиться в течение следующих нескольких лет. Импорт коксующегося угля из Австралии в мае составил всего 219 тыс.т, упав за месяц на 55%, а по сравнению с уровнем годичной давности - на 85%, в результате чего из ведущего поставщика Китая в 2009-2010 гг. Австралия превратилась в мае лишь в четвертого по величине, уступив Монголии, США и России.
Импорт из Монголии в мае увеличился на 20% год к году, а за первые пять месяцев 2011 г. - на 47,6% год к году (по сравнению с падением импорта из Австралии на 56,7% год к году). В результате Монголия теперь является крупнейшим поставщиком коксующегося угля в Китай (40% импорта с начала года), тогда как Австралия сместилась на второе место с долей рынка 24%.
В.Белски ожидает усиления этой тенденции в течение следующих двух-трех лет, поскольку добыча коксующегося угля в Монголии будет существенно увеличиваться год от года. Согласно прогнозу, который представил глава Министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии, экспорт коксующегося угля в 2011 г. увеличится на 50%, до 25 млн т (правда, часть этих объемов представлено рядовым углем - в пересчете на концентрат экспорт будет несколько ниже), причем почти весь этот уголь предназначен для Китая; в 2012 г. министерство ожидает роста экспорта до 30-35 млн т, а к 2015 г. - до 50 млн т. По мнению аналитика, эти прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными, т.к. отсутствие инфраструктуры (в частности, железных дорог), вероятно, сдержит рост добычи. Тем не менее, Китай будет все больше полагаться на поставки монгольского коксующегося угля для поддержания растущих объемов производства стали (в связи с планируемой урбанизацией в течение следующих десяти лет).
В то же время, экспортные потребители австралийского коксующегося угля по-прежнему получают ограниченные объемы. Несмотря на кратковременный отскок объемов экспорта в марте (который был вызван отправкой оставшихся складских запасов у добывающих компаний), вывоз коксующегося угля из Австралии вновь резко сократился в апреле (-10% за месяц и -28% год к году). Учитывая некоторое падение отгрузки в мае из главного угольного порта Далримпл-Бей, можно ожидать очередного слабого результата по месяцу (полные данные пока не опубликованы). Как следствие, ввиду нынешней угрозы забастовки на шахтах BMA компании BHP Billiton и продолжающего действовать форс-мажора по большинству контрактов, свидетельствующих о том, что до возвращения к нормальной работе потребуется какое-то время, В.Белски ожидает, что во второй половине 2011 г. на рынке коксующегося угля сохранится дефицит предложения, в том числе в связи с ожидаемым восстановлением японского спроса в четвертом квартале 2011 г. до уровней, предшествовавших землетрясению.
Таким образом, В.Белски по-прежнему позитивно оценивает ценовые перспективы рынка коксующегося угля в четвертом квартале 2011 г. и начале 2012 г. и считает, что акции угольных компаний выглядят привлекательными для покупки на текущих уровнях.