Вернуться ко всем новостям

"Фосагро" раскрыла условия продажи апатита зарубежным покупателям

21.07.2011

Российский рынок апатитового сырья и так фактически уже несколько лет регулируется государством, а теперь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова закрепить эту практику на бумаге. Зато на внешнем рынке "Фосагро", крупнейший поставщик апатита, продолжает наслаждаться полной свободой: цена на его сырье для потребителей из разных стран может отличаться в разы.

После нескольких лет споров между потребителями и производителями апатитового концентрата ФАС взяла на себя функцию регулирования цен на сырье. На 2011 г. цена зафиксирована для российских потребителей на уровне 3278 руб. (около 120 дол.) за т (FCA Апатиты или Титан, Мурманская обл.).

И если в России "Фосагро" связана по рукам и ногам, то поставки на экспорт (в прошлом году экспортировано около 15% сырья) дают простор для ценообразования. Как следует из инвестмеморандума агрохимического холдинга, в 2009 г. "Апатит" заключил несколько крупных контрактов (на условиях FOB Мурманск).

Так, по контракту с норвежской Yara в 2010 г. компания обязалась поставить 425 тыс.т апатитового концентрата на общую сумму около 58,5 млн дол. (средняя цена, таким образом, 137,7 дол. за т). Договор с нидерландской Thermphos подразумевает поставку 650 тыс.т апатитового концентрата в 2010-2012 гг. на 102,3 млн дол., то есть цена составляет около 157,4 дол. за т. Бельгийской Prayon "Апатит" подрядился поставлять в 2010-2013 гг. по 360 тыс.т концентрата в год на общую сумму 125 млн евро. Расчетная цена апатитового концентрата - 127 дол. за т.

При этом "Апатит" может похвастаться и сверхмаржинальными поставками: в апреле 2009 г. компания договорилась с японской Mitsui поставить до мая 2010 г. 100 тыс.т апатитового концентрата примерно по 308 дол. за т (это почти в 2,5 раза больше спотовой цены на апатитовый концентрат на момент заключения контракта). Хотя в "Фосагро" заверили, что фактические цены соответствовали действовавшим на рынке в период отгрузки и отличались от указанных в договоре. По контракту "Апатит" обязался не поставлять в Японию аналогичную продукцию через иных трейдеров - уникальный "бонус" для Mitsui, применение которого трудно представить в России.

Источник информации:
RCC.ru
Яндекс.Метрика