Белоруссия выходит из проекта по освоению нефтяного месторождения Джуфейр в Иране, заявил заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности и обеспечению производства ПО "Белоруснефть" Александр Шараев. "Да, действительно, Беларусь выходит из этого проекта", - сказал он.
А.Шараев не уточнил причин принятия такого решения, однако отметил, что официальная позиция белорусской стороны будет выработана до конца сегодняшнего дня и доведена до сведения общественности.
Комментируя информацию иранских СМИ о том, что Беларусь якобы не выполнила условия контракта в части обеспечения суточных объемов добычи на уровне не менее 3,5 тыс.барр., А.Шараев отметил, что на момент, когда на месторождении проводились тестовые испытания, такой объем добычи обеспечить было реально. Однако позднее оказалось, что суточный объем добычи несколько меньше, чем было оговорено в контракте. Кроме того, А.Шараев обратил внимание, что белорусская сторона, в соответствии с условиями контракта, не занимается непосредственно добычей нефти из скважин на месторождении Джуфейр. Белорусские специалисты, работающие в составе белорусско-иранского СП "Белпарс", обеспечивают только сервисное обслуживание нефтедобычи.
А.Шараев отказался комментировать влияние санкций, введенных США в марте 2011 г. в отношении ПО "Белоруснефть" за сотрудничество с Ираном, на реализацию данного проекта, а также никак не оговорил влияние системного валютно-финансового кризиса, который в настоящее время продолжает развиваться внутри республики.
ПО "Белоруснефть", Иранская компания нефтяного развития и Иранская компания нефтяного инжиниринга подписали в сентябре 2007 г. сервисный контракт на разработку месторождения Джуфейр. В 2007 г. было создано СП "Белпарс Петролеум Компании Лимитед" (БПК). БПК осуществляет свою деятельность согласно контракту "Buy Back". В его формате СП участвует в разработке месторождения Джуфейр c геологическими запасами углеводородов около 300 млн т. Согласно генплану разработки месторождения, подготовленному белорусскими и иранскими специалистами, добыча нефти должна составлять около 1,3 млн т в год. В феврале 2011 г. посол Ирана в Белоруссии Сейед Хосейни заявил о том, что "Белпарс" начал разработку месторождения Джуфейр и добычу из него нефти. При этом С.Хосейни отметил, что объем добычи составляет 25 тыс.барр. в сутки. В ПО "Белоруснефть" тогда же, в феврале, отказались подтвердить данные иранского дипломата, однако отказались сообщить более конкретную информацию о состоянии дел по иранскому проекту.
В конце марта 2011 г. власти США добавили ПО "Белоруснефть" в список компаний, нарушающих действующие против Ирана санкции. Причиной введения санкций стал контракт на 500 млн дол., подписанный в 2007 г. "Белоруснефтью" и компанией NaftIran Intertrade, касающийся разработки нефтяного месторождения Jofeir в Иране. Между тем, в 2010 г. США ввели санкции и против Naftiran Intertrade в связи с тем, что Иран использует доходы от продажи нефти для реализации своей ядерной программы, подчеркивается в коммюнике.
Как сообщилииранские СМИ, "Белоруснефть" прекращает освоение иранского нефтяного месторождения Джофеир и полностью прекращает свою нефтяную деятельность в Иране. По информации изданий, между соучредителями СП "Белпарс" возникли "серьезные разногласия по методам и технологиям ведения работ, а также относительно денежной компенсации иранской стороне за использование "Белоруснефтью" месторождения". Между тем, издания приводят мнения иранских экспертов в сфере нефтедобычи, которые объясняют расторжение соглашения между компаниями тем, что белорусская сторона не выполнила свои обязательства по контракту. В частности, объем добычи нефти СП должен был составлять не менее 3,5 тыс.барр. в сутки, фактически же суточный объем добычи не превышал 2,8 тыс.барр.