Вернуться ко всем новостям

Реализация контракта Royal Dutch Shell с Ираком по отбору попутного газа уже на начальном этапе сталкивается с трудностями

26.08.2011

В июле в Ираке наконец-то была в торжественной обстановке завершена сделка между государственной “Южной газовой компанией" Ирака и консорциумом в составе Royal Dutch Shell - Mitshubishi по отбору попутного газа на гигантских месторождениях юга Ирака. Однако, судя по всему, серьезные препоны по реализации этого контракта стоимостью 17 млрд дол. появятся уже на начальном этапе его реализации, говорится в аналитической статье, опубликованной агентством Reuters.

Во-первых, британо-японскому консорциуму придется столкнуться с противодействием ряда нефтяных компаний, а также высокопоставленных правительственных чиновников, требующих, чтобы данный контракт прошел процедуру публичного тендера и для его реализации было сформировано совместное предприятие. Контракту, кстати, еще предстоит пройти утверждение правительством Ирака.

Осложняющим положение фактором является также отсутствие в стране нефтегазового законодательства, а также расчетов того, сколько газа можно экспортировать, а сколько пустить на внутреннее потребление.

Проект по отбору попутного газа является одной из важнейших составляющих государственного плана Ирака по увеличению объемов производства электроэнергии, остродефицитной в этой стране. Возможные задержки и отмены в реализации данного проекта вынудят активнее искать альтернативные способы утилизации попутного газа, 1 млрд куб.футов которого ежесуточно сгорает в факелах. Возможно, для строительства необходимой инфраструктуры будут привлечены другие внешние подрядчики. И многие компании пытаются уже реализовывать свои планы по утилизации попутного газа, в то время как другие считают, что этот вид топлива не следует коммерциализовывать, поскольку он необходим для повышения нефтеотдачи и генерации электроэнергии непосредственно на месторождениях.

По данному контракту иракской стороне принадлежит в этом проекте контрольный пакет в 51%, а Shell - 44% (напомним, что в СП, образованных на основе тендерных контрактов, доля иностранных участников доходит до 75%). Совместное предприятие именуется Basra Gas Company (BGC). Газ планируется отбирать на трех супергигантских месторождениях юга страны - Румейла, Зубейр и Западная Курна-1. После переработки весь газ будет закупать “Южная газовая компания" Ирака. Она также будет покупателем газовых ликвидов, в частности, сжиженного газа для поставок на внутренний рынок и экспорта.

Shell предстоит построить необходимую технологическую инфраструктуру для отбора попутного газа, при этом необходимо одновременно выдерживать очень быстрый темп развития этих месторождений и корпоративно-чиновничье противодействие данному проекту. Кроме того, компании-операторы данных месторождений - ВР, ENI, Exxon Mobil имеют полную свободу выбора - либо передавать газ для утилизации, либо использовать его для собственных нужд, поскольку в заключенных с ними контрактах использование природного газа никак не оговаривается.

"И с какой стати эти компании будут отдавать газ Shell, если они ничего с этого иметь не будут," - резонно замечает Стюарт Уильямс, аналитик компании Wood McKenzie. По мнению этого эксперта, серьезным фактором в задержке реализации этого проекта может оказаться то, что до сих пор не получены необходимые гарантии от иракской стороны на получение соответствующих объемов газа.

В то же время, на иракское правительство оказывается сегодня сильное давление с требованиями как можно скорее решить вопрос об утилизации попутного газа, поскольку дефицит электроэнергии является главным узким местом, могущим вызвать серьезные социальные последствия. Ранее в этом году веерные отключения электроэнергии приводили к народным волнениям в стране.

Эксперт по Ближнему Востоку из IHS Energy Сэмюэль Чишук отмечает, что нефтяные компании, являющиеся операторами месторождений, поставлены перед необходимостью жестко соблюдать сроки по выходу на заданный уровень нефтедобычи и наверняка будут рассматривать отбор попутного газа как дополнительную нагрузку, ущемляющую условия их контрактов. В целом, считает г-н Чишук, заключенное соглашение с Shell можно назвать сложным и противоречивым с точки зрения сырьевой политики Ирака.

А один из неназванных топ-менеджеров нефтяной компании, работающий в Ираке, справедливо заметил, что при отсутствии гарантий со стороны Ирака на поставки газа и обязательств со стороны компаний передавать газ Shell просто невозможно определить, сколько попутного газа можно продать, если не знаешь, сколько его можно купить.

Shell планирует наладить отбор 2 млрд куб.футов газа в сутки. Проектом также предусмотрено строительство завода-терминала по сжижению газа и его перевалки на экспорт с максимальной мощностью 600 млн куб.футов в сутки. Правда, эта часть проекта будет реализовываться уже после того, как будут удовлетворены потребности в газе Ирака.

Другим серьезным моментом могут стать разногласия между Shell и Ираком по поводу того, какой объем газа британская компания сможет экспортировать. "Очевидно, что Shell не рассчитывает на значительные доходы от поставок газа на иракские электростанции, - считает Грег Приди из вашингтонской компании Eurasia Group, - поэтому гибкий подход к предоставлению Shell возможности экспорта газа будет иметь решающее значение".

Источник информации:
Нефтегазовая Вертикаль
Яндекс.Метрика