Министерство энергетики РФ настроено прекратить использование давальческих схем переработки российской нефти на иностранных НПЗ. Министерство энергетики предлагает запретить их со II квартала 2012 г. Но при этом сохраняется для нефтяных компаний возможность получения временного разрешение на толлинг.
При переработке нефти на зарубежных НПЗ возникают проблемы с контролем за возвратом на родину всех полученных продуктов. Конфигурация иностранного завода может измениться, его владельцы понизят или повысят выход так, как им выгодно. А таможенникам и сотрудникам Минэнерго не хватает полномочий, чтобы проконтролировать соблюдение установленных для таможенных целей стандартных норм выхода продуктов переработки, рассказал информированный источник в Минэнерго. Плюс к этому на первом месте для государства стоит поддержка и модернизация российских, а не иностранных НПЗ. Именно поэтому толлинг нефти надо запретить, рассуждают чиновники.
Для этого потребуется ввести общий запрет для всех стран Таможенного союза. Это может произойти, как только станет понятно, что дефицит топлива в России снова не возникнет, и модернизация на российских НПЗ ведется по плану.
При этом даже после запрета толлинга вывозить нефть на переработку будет возможно по временным разрешениям ФТС и Минэнерго. Скорее всего, разрешение будет касаться производства тех нефтепродуктов, недостаток которых ощущается в самой России - в первую очередь, бензина и зимней солярки. Правда, нефтяникам для этого придется раскрыть схему переработки нефти на иностранном НПЗ.
Фактически по давальческим схемам работает только ТНК-ВР, которая перерабатывает нефть на принадлежащем ей Лисичанском НПЗ, а потом возвращает в Россию полученные нефтепродукты. В сентябре завод планирует переработать 410 тыс.т нефти, из них 370 тыс.т - по давальческой схеме, говорят в украинской компании. Маржа (прибыль, остающаяся в распоряжении НПЗ) минимальна - в среднем за семь месяцев 2011 г. она составила 2,3 дол. с тонны. Покупать нефть Лисичанскому НПЗ категорически невыгодно из-за того, что Украина не входит в Таможенный союз, тонна сырья обходится заводу где-то на 120 дол. дороже, чем НПЗ в России, Белоруссии или Казахстане.
У "Лукойла" тоже есть на Украине Одесский нефтеперерабатывающий завод, но он не работает уже год - как только прекратились поставки нефти по заработавшему в другом направлении нефтепроводу Одесса–Броды. К тому же и в лучшие времена толлинг российской нефти там не использовался. Сейчас в компании прорабатывается схема поставки из России давальческих нефтепродуктов на завод "Лукойл-Карпатнефтехим", где из него будут делать пластмассы и возвращать их в Россию.
Официально в ТНК-ВР отказались комментировать эти законодательные инициативы. Но все же руководство компании рассчитывает, что вывоз нефти для переработки сохранят. По мнению ТНК-ВР, толлинг позволяет обеспечить рентабельность производства Лисичанского НПЗ, а поставки в Россию произведенных там нефтепродуктов являются важным фактором обеспечения стабильности на рынке в рамках растущего спроса на топливо. По мнению российских аналитиков, в новых предложениях о полном запрете толлинга речь явно не идет. Нефтяным компаниям лишь прозрачно намекают, что крупнейшей нефтедобывающей стране надо иметь собственный бензин. В этом случае, самый простой выход для ТНК-ВР - получить временное разрешение и на всякий случай поискать возможности продавать за рубежом побольше своей нефти. Но даже если у ТНК-ВР и возникнут проблемы, и Лисичанский НПЗ останется без нефти, в России перебои с топливом не начнутся.