Они - это "черные старатели", добывающие за сезон до 15 кг золота в обход казны.
По мнению кандидата технических наук Дуйшенбека Камчыбекова, самодеятельные артельщики в основном трудятся на россыпных месторождениях, где золото находится в натуральном виде. "На некоторых приисках люди трудятся семьями и ходят туда как на работу, в итоге за три дня они добывают до 1 г драгоценного металла. Самый крупный самородок, который можно добыть таким образом, может достигать 5 г", - заявил горный инженер.
По неофициальным данным, в настоящее время в нелегальных бригадах объединены до 3000 человек по всей республике. А если считать всех, кто причастен к этому бизнесу, то и больше. ""Золотая лихорадка" длится уже 10 лет, и до сих пор ни один госорган не взял на себя контроль за данным процессом. Несмотря на то, что в 2008 г. правительство подписало положение об индивидуальной старательской добыче и организации приема шлихового золота", - отметил эксперт.
Как пояснил Д.Камчыбеков, согласно положению, патент на индивидуальную деятельность в этой сфере стоимостью 400 сомов в месяц должна выдавать местная госадминистрация, а всю добытую продукцию старатели добязаны сдавать в специальные кассы "Кыргызалтына" по установленным ценам. Но у добытчиков собственные отлаженные каналы сбыта. Главными покупателями товара являются дельцы из соседнего Узбекистана и республик Кавказа. Причем цены за драгметалл на таких "алтын-базарах" рассчитываются, исходя из мировых цен на золото, добавил специалист.
Между тем, как сообщили в управлении налоговой службы Нарынского района одноименной области, в 2010 г. ими было выдано 19 патентов, а в 2011 г. - 11.
"Уменьшение числа желающих брать патент объясняется тем, что китайская компания, имеющая лицензию на разработку некоторых участков месторождения Солтон-Сары, усилила охрану своей территории", - пояснили налоговики.
По данным Д.Камчыбекова, разведанные запасы россыпных месторождений в Киргизии составляют около 5 т. Основные из них кроме Нарынской области находятся также в Чаткальском и Ала-Букинском районах Джалал-Абадского края. Но патенты на старательское ремесло выдаются только в Нарыне. В остальных регионах это почему-то не практикуется.
Действительно, бум вокруг местных "клондайков" возник с десяток лет назад. Именно тогда в горах Киргизии были обнаружены первые лагеря так называемых "алтынбеков". Если, к примеру, самостийных добытчиков угля на юге именуют "апачи", то эти специализируются на поисках золота. Так, на самом большом прииске на высоте почти 4 тыс.м жили одновременно 500 человек! Причем весь намытый золотой песок контрабандно уходил, да и поныне уходит, в карманы перекупщиков.
Впрочем, эта сенсация лишь для неискушенных. Для жителей же массивов, где прокатился старательский бум, это не секрет. И работники ОАО "Кыргызалтын" ранее уже занимались этой проблемой. Неслучайно еще 10 мая 2001 г. вышло временное Положение правительства КР, призванное упорядочить деятельность доморощенных рудокопов.
Причины к появлению этого документа были серьезные. Ведь стратегический металл вывозился за границу в обход закона. Когда спецэкспедиция "Кыргызалтына", получив информацию о нелегальных лагерях копателей, выехала на юг, то в высокогорных урочищах Чаткальского и Ала-Букинского районов обнаружила целых четыре стоянки старателей. На месторождении Тилляберды (участок Чуулдак) жили примерно 500 человек, по 250 - в притоках долины реки Чаткал и Сандалаш, на Кассанском участке - около 150. Итого - свыше тысячи. Задачей экспедиции было разведать обстановку на месте, составить карты-схемы золотороссыпных районов, начать легализацию деятельности старателей и открыть приемные кассы, куда можно сдавать шлих в обмен на деньги или товары первой необходимости.
Однако "алтынбекам" и тогда, и сейчас оказалось выгоднее продавать его "налево". Как же добывается золото? "Алтынбеки" дробят и измельчают руду, промывают взвесь в воде и затем путем химизации получают песок. Но дело в том, что добыча таким способом запрещена! К тому же старатели иногда варварски вырубают вдоль рек деревья, чьи корни являются природной ловушкой для золота.
Да, назрела пора брать это дело под жесткий контроль. Особенно учитывая то, что где золото - там всегда криминал.
Шлиховое золото, то есть наносное, не сплавленное, примерно с 30% примесей, добывали в стране еще в древности. В последние же годы безработные жители, оставшись без средств к существованию, вспомнили о прежних месторождениях и, вооружившись кайлом, лотками и химреагентами, ринулись в горы. Незаконно намытое золото у них скупают ушлые ребята, в основном из соседних республик, по цене, зависящей от сезона добычи и качества.
Согласно Положению "Об индивидуальной старательской добыче золота на территории Кыргызской Республики", их работы не должны существенно нарушать целостность недр. Ни вручную, ни с помощью малой механизации. Добыча запрещена на площадях с уже разведанными запасами, на залицензированных ранее участках, на рудных отвалах и хвостохранилищах действующих золотодобывающих предприятий, на территории заповедников, заказников, памятников природы и культуры.