Правительство Армении утвердило технический регламент "Нормы технической эксплуатации магистрального нефтепровода". В обосновании отмечается, что проект технического регламента разработан с целью строительства нефтепровода Иран-Армения, сдачи его в эксплуатацию и утверждения норм эксплуатации. Утверждение подобного проекта правительством Армении ясно указывает на крайнюю заинтересованность Еревана в бесперебойных поставках нефти и нефтепродуктов в Армению, которую с внешним миром связывает только две сухопутные дороги - через Иран и Грузию.
Грузинская дорога вследствие напряженных отношений с Россией не всегда является надежной. Достаточно вспомнить август 2008 г., когда из-за войны с Южной Осетией и Абхазией Армения оказалась перед угрозой топливного кризиса.
Как было сказано на представлении проекта в правительстве Армении (проект представлял министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян), цель проекта - упорядочить функции технической эксплуатации нефтепровода в Армении, обеспечить соответствующий уровень безопасности в процессе доставки нефтепродуктов в Армению, их складирования и реализации. По словам исполнительного директора национальной нефтяной компании Ирана Джалила Салари, Армения сама проявила интерес к импорту нефтепродуктов из Ирана. На первом этапе нефтепродукты будут экспортироваться в Армению бензовозами, а в будущем через трубопровод, который уже долгие годы планируется проложить между двумя странами.
Разговоры о прокладке нефтепровода и строительстве нефтеперерабатывающего завода на границе с Ираном в Мегри шли долгое время, а некоторые армянские экономисты и политики, в том числе и СМИ, считали эти разговоры пустыми обещаниями. Однако дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Само соглашение об экспортных поставках в Армению иранских нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и авиационного керосина - было подписано в феврале этого года министрами энергетики двух стран. Если проект будет реализован, то зависимость Армении от поставок нефти и нефтепродуктов через Грузию намного снизится, что, в свою очередь, приведет к стабилизации цены на горючее. Иран, в свою очередь, также заинтересован в данном проекте, по которому нефть будет поступать в Армению и, возможно, дальше, на север.
Напомним, что когда строился газопровод Иран-Армения, Украина была готова принять участие в строительстве и удлинении трубы для поставки газа собственно на Украину и далее в Европу. Однако тогда не получилось не без "участия" Газпрома. Ныне же, в свете санкций против Ирана, нефтепровод в Армению может стать одним из способов диверсификации поставки иранских углеводородов. Отметим, что в число достоинств будущего нефтепровода входит его безопасность и надежность. А безопасность нефтепровода в столь сложном регионе является проблемой номер один.
С экономической точки зрения трубопровод очень выгоден Армении - страна сможет покупать нефтепродукты не только с иранских нефтеперерабатывающих предприятий, но и из Персидского залива. Нефть и нефтепродукты нужного качества и в нужном объеме могут поступать из Персидского залива в Тебриз, а оттуда в Армению, в Ерасх. "Это дает нам несколько возможностей: во-первых, цены в Персидском заливе отличаются от цен на Средиземном море, кроме того, расходы на доставку будут меньше. Я не думаю, что в результате снизятся цены на нефть или на бензин, но это даст возможность стабилизировать поставки топлива в Армению", - сказал министр энергетики РА Армен Мовсисян.
Главное препятствие в реализации такого рода проектов - уточнение источников финансирования. Согласно договоренности, нефтепровод на территории Армении построит армянская сторона, а на территории Ирана - иранская. Что касается инвестиций, то армянская сторона уверена, что для проекта такого большого экономического значения инвесторы найдутся, даже возможно, что он будет реализован на государственные средства. А.Мовсисян сообщил, что строительство армянского участка нефтепровода обойдется в 100 млн дол. Стоимость нефтепродуктопровода в целом оценивается в 160-180 млн дол. Финансирование распределяется по 50% на обе стороны, однако Армения, фактически, не делает вложений как таковых. Согласно договоренности, за армянскую сторону заплатит тот же Иран, который получит средства обратно за счет доходов, полученных в ходе последующей эксплуатации нефтепродуктопровода.
Армения предполагает получать по нефтепроводу из Ирана бензин и дизельное топливо по сравнительно низкой себестоимости. Трубопровод даст возможность Армении приобретать нефтепродукты по ценам стран Персидского залива (на 15-20 дол. ниже европейских цен). Таким образом, вскоре станет реальностью еще одна важная программа в энергетической сфере, которая даст возможность ввозить в Армению по альтернативной дороге намного более дешевые энергетические ресурсы. Ежегодные потребности Армении в топливе составляют 450-500 тыс.т. Поставки топлива из Ирана позволят существенно снизить транспортные расходы и сформировать конкурентные цены на внутреннем рынке. Кроме того, строительство нефтепровода позволит повысить энергетическую безопасность страны.
Предварительная договоренность о строительстве нефтепровода Тебриз - Ерасх была достигнута в декабре 2008 г. в Тегеране в ходе встречи А.Мовсисяна с министром иностранных дел Ирана Манучером Моттаки. Тогда же стоимость нефтепровода оценивалась в 240 млн дол. После встречи с М.Моттаки А.Мовсисян заявил, что оценка проводилась еще до мирового экономического кризиса, и, возможно, что в дальнейшем проект будет переоценен. Для складирования и хранения топлива в Ерасхе будет построен терминал. "Мы планируем, что маршрут прокладки нефтепродуктопровода по возможности совпадет с трассой построенного газопровода Иран-Армения", - отметил министр.
В 2010 г. ОАО "Газпром" в лице дочерней компании "АрмРосГазпром" подтвердил свое участие в проекте строительства нефтепродуктопровода Тебриз - Ерасх, но в настоящее время пока о желании "Газпрома" нет никаких сведений. По словам А.Мовсисяна, договор о строительстве нефтепровода подписан сроком на 25 лет. "Его пропускная способность рассчитана с учетом не только сегодняшних потребностей, но и возможных темпов роста", - сказал министр, добавив, что не будет никаких ограничений на импорт бензина. "Кто может завозить бензин дешевле, пусть завозит. То есть, сложится ситуация, которая повлияет на рыночные цены", - сказал А. Мовсисян.
Начало строительства нефтепровода намечено на осень 2012 г. Трубопровод диаметром 8 дюймов (203 мм) и протяженностью 365 км предполагается сдать в эксплуатацию в 2014 г. По подписанному соглашению в феврале 2012 г. Иран планирует поставлять в Армению 1,5 млн л бензина и дизтоплива в день. Что касается строительства нефтеперерабатывающего предприятия в Армении, то, по словам А.Мовсисяна, эта идея остается в силе, но для этого необходима инфраструктура, которая потребует больших инвестиций.
Больших инвестиций потребует и нефтепровод, у которого труба - это главный, но не единственный элемент. Основные элементы магистрального трубопровода - сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод. С интервалом 10-30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. Нефтеперекачивающие станции (НПС) располагаются на нефтепроводах с интервалом 70-150 км. Промежуточные насосные станции на границах участков должны располагать резервуарным парком объемом, равным 0,3-1,5 суточной пропускной способности трубопровода. Как головная, так и промежуточные насосные станции с резервуарными парками оборудуются подпорными насосами. Аналогично устройство насосных станций магистральных нефтепродуктопроводов. Все это деньги, и думается, что заявленная цена в 160-180 млн дол. может быть в два раза больше.
Политический аспект проекта состоит в следующем: армянская сторона уверена, что нефтяное эмбарго на поставки углеводородов из Ирана и политическая ситуация в регионе не помешают экономическому сотрудничеству двух стран. Более того, оно может стать хорошим примером и помочь преодолению возникших кризисных ситуаций. По словам А.Мовсисяна, напряженность в регионе была всегда, но "в любой ситуации наши дела двигались вперед". Что касается отмеченной выше безопасности нефтепровода, то она на порядок выше, чем у уже действующих нефтепроводы из Азербайджана и Ирака в Турцию. Боевики Курдской рабочей партии (РКК). 11 апреля был взорван стратегически важный трубопровод, по которому нефть из иракского г.Киркук поставляется в турецкий порт Джейхан. Трубопровод был взорван в районе города Идил. 6 апреля вблизи турецкой провинции Ширнак также произошел мощный взрыв на нефтепроводе Киркук - Юмурталык. Периодически совершаются теракты на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан. В этом случае нефтепровод Тебриз-Ерасх почти безопасен - ни на территории Ирана, а тем более Армении некому устраивать взрывы трубы и станций. Так что, судя по всему, проект реализуем и взаимовыгоден.