ОК "Русал" завершила сделку по продаже части производимого алюминия и глинозема на протяжении семи лет на общую сумму 47 млрд дол. с Glencore International Plc, пишет Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
Оба долгосрочных контракта с Glencore - на продажу алюминия и глинозема - "Русал" заключил в IV квартале 2011 г. Их условия не раскрываются, однако известно, что последние три месяца 2011 г. Glencore платила почти рекордные премии к рыночной цене за алюминий: в среднем тонна металла приобреталась на 130 дол. дороже цены на Лондонской бирже. "Русал" продаст в текущем года около 1,4 млн т алюминия в рамках соглашения, общий объем продаж достигнет 14,5 млн т на сумму 43 млрд дол.
По мнению Виктора Вексельберга, одного из совладельцев "Русала", сделка превращает российскую компанию в производственное подразделение Glencore. Он считает, что "Русал" должен был провести тендер среди международных трейдеров, в том числе Trafigura Beheer BV, Noble Group Ltd и Mitsubishi Corp. Кроме того, заключенные контракты не вписываются в маркетинговую стратегию "Русала", согласно которой к 2015 г. компания должна 80% продукции продавать непосредственно клиентам.
"Русал" вел "неофициальные переговоры" с тремя другими трейдерами, прежде чем выбрать Glencore, говорит один из источников Bloomberg. А маркетинговые стратегии должны быть гибкими, чтобы реагировать на изменение рыночных условий, заявила Вера Курочкина, представитель "Русала". В компании около 60% алюминия реализуется путем прямых продаж клиентам, и эта цифра будет увеличена, когда рынок усилится, прокомментировала она Bloomberg сложившуюся ситуацию.
В то же время, в компании Виктора Вексельберга Sual Partners считают, что договор в принципе был заключен с нарушениями. При образовании ОК "Русал" акционеры компании заключили соглашение, одним их пунктов которого было право вето каждого акционера при одобрении сделок. В данном случае Sual Partners воспользовалась этим правом, и сделка не должна была состоятся, однако En+ Олега Дерипаски проигнорировала данный факт и поддержала контракт. Теперь Sual Partners пытается опротестовать заключение контрактов с Glencore, а также возместить ущерб от их действия и сумму неправомерного обогащения в Лондонском международном арбитраже.