В Забайкальском крае открылось рабочее движение по железнодорожной ветке Нарын-Лугокан. По масштабам строительства эту дорогу называют малым БАМом. А по значимости социально-экономических перспектив, открывающихся с ее вводом в регионе - "дорогой будущего".
Укладывать последнее символическое "золотое звено" трассы на станции Газимурский Завод было поручено мастерам пути Строительно-монтажного поезда 587 "Корпорации Инжтрансстрой". Почти все они - жители Забайкальского края. Илья Горбунов приехал на эту стройку из соседнего района по рекомендации друзей, которые рассказывали о стабильных заработках и серьезных перспективах. Молодого специалиста привлекла романтика "новой стройки", а еще - желание окончательно закрепиться на новом месте, имея надежную работу, для создания семьи. Илья Горбунов, мастер пути СМП-587 ООО "Корпорация Инжтрансстрой": "У меня все серьезно, я здесь остался, как бы есть место для работы, повышаю квалификацию. У меня получается. Хочу создать семейную жизнь, все уже на месте".
Генеральный подрядчик строительства - "Корпорация Инжтрансстрой" на разных участках дороги привлекла к работе почти две тысячи забайкальцев и 20 строительных организаций из разных регионов страны. Транспортным строителям понадобилось три с половиной года, чтобы проложить магистраль, протяженностью 227 км. Продвижение вперед осложнял природный рельеф трассы - сопки и горы. Приходилось взрывать скальные породы и вынимать грунт. Однако самым большим испытанием для строителей стали не инженерные особенности трассы, а финансовый кризис 2010 года.
Владимир Богданович, заместитель генерального директора ООО "Корпорация Инжтрансстрой": "Были моменты прекращения финансирования. Это как-то нагнетало некую нервную напряженность среди участников стройки. Потому что в контракте всегда написано: срок такой-то. А если ты в него не укладываешься, то штрафные санкции вот такие".
Разрешить ситуацию в то время помог премьер-министр страны Владимир Путин, который подписал распоряжение Правительства о внесении поправок в паспорт строительства. Работы на трассе возобновились, и сегодня первый этап одного из крупнейших в России инвестпроектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья завершен. Новая магистраль соединила с Трансибом два богатейших месторождения: Быстринское и Бугдаинское. По запасам золота, молибдена, меди, свинца и цинка они занимают одно из ведущих мест в мире. Лицензию на их разработку приобрела горно-металлургическая компания "Норильский никель". Она же и выступила соинвестором проекта, который реализуется на условиях государственно-частного партнерства. В конце прошлого года Норникель приступил к выполнению второго этапа проекта - строительству двух ГОКов. Станислав Лучицкий, начальник транспортного управления реализации стратегических проектов ОАО "ГМК Норильский Никель": "Мы идем строго в соответствии с графиками, заложенными в паспорте проекта. И у нас нет задачи затягивать стройку. Чем длиннее стройка, тем ниже ее эффективность. Это закон".
Общий объем финансирования инвестпроекта, включая строительство новой дороги, составляет более 104 млрд руб., 24 из которых вкладывает Инвестиционный фонд России. Запуск обоих комбинатов запланирован на конец 2016 года. Сейчас по новой магистрали к ним повезут строительный материал и оборудование. В середине следующего года здесь откроется пассажирское движение. А вместе с ним появятся и новые перспективы развития трех районов, по которым прошла стальная магистраль.
Роман Ларионов, глава муниципального района "Газимуро-Заводский район": "Дорога для нас - это ключ от нашей счастливой жизни. Мы уже отремонтировали все школы, мы ремонтируем детские сады, сейчас взялись за клубы. Мы начинаем нормально жить, как должно быть!"
Сейчас на дороге Нарын-Лугокан трудятся почти три тысячи забайкальцев. С запуском комбинатов количество рабочих мест возрастет в два раза. Увеличатся и налоговые поступления во все уровни бюджетов. По прогнозам специалистов они составят порядка 9 млрд руб. По материалам ГТРК "Чита".