Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО не исключает возможности радикальных перемен на европейском рынке газа после 2015 года как в отношении спроса (его замедление в ответ на высокие цены, индексируемые по нефти), так и в связи с бурным расширением предложения от альтернативных поставщиков газа. Об этом говорится в исследовании центра.
По мнению экспертов Энергетического центра, "можно с большой долей вероятности предположить, что стагнация европейского спроса - это долгосрочный тренд, связанный с насыщением рынка и уменьшением привлекательности газа в электроэнергетике. Низкий спрос на электроэнергию, рост альтернативной генерации и относительно высокие цены на газ по сравнению с углем ограничивают рост потребления газа: по результатам 2011 года оно сократилось на 9%". "С другой стороны, растет предложение - в результате следующей волны запуска проектов по производству сжиженного газа, с 2015 года конкуренцию российскому газу на европейском рынке составят поставщики СПГ из Австралии, Северной Америки и Восточной Африки. Помимо этого, Европа сможет рассчитывать и на сетевой газ из стран Каспийского региона", - отмечают эксперты.
"При этом ниша для дополнительных поставок на европейском рынке до 2017 года отсутствует: весь спрос полностью покрывается в рамках действующих долгосрочных контрактов. К 2020 году ниша достигает 50 млрд куб.м, и лишь после 2025 года она начинает стремительно расширяться. Но к 2020 году на эту рыночную нишу будут претендовать незаконтрактованые объемы газа со всего мира в размере более 270 млрд куб.м. В этой ситуации решающее значение будет иметь конкурентоспособность российского газа", - отмечает один из авторов исследования, руководитель направления "Мировая энергетика" Татьяна Митрова.
Еще одна важная тенденция на европейском газовом рынке - значительный рост роли спотового рынка в ценообразовании. Сейчас, когда спотовое ценообразование распространилось уже более чем на половину поставляемого на рынок газа, вряд ли удастся повернуть процесс вспять. Фактически, переход к спотовым ценам как основному ориентиру в контрактах стал неизбежен - вопрос лишь в его скорости. "Однако политика "Газпрома" в отношении пересмотра контрактов пока основывается на принципе максимально отложенного предоставления минимально приемлемых для покупателей скидок в рамках "специальных" двусторонних отношений с разными странами-клиентами при сохранении нефтяной индексации", - отмечается в исследовании.
Согласно оценкам Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО, "эта стратегия "Газпрома", в которой при высоких ценах даже меньшие объемы экспорта обеспечивают рост выручки, может быть выгодна лишь в среднесрочной перспективе, а долгосрочную стратегию целесообразно основывать на постепенном переходе к спотовому ценообразованию. При этом Россия может договориться с покупателями о "выкупе" долгосрочных контрактов и затем в рамках спотового ценообразования осуществлять одновременную оптимизацию цен и объемов в зависимости от текущей рыночной конъюнктуры.
В этом случае для сохранения рыночных позиций "Газпрому" придется соглашаться на цены, обеспечивающие конкурентоспособность газа в электроэнергетике (не выше 350 дол. за 1 тыс.куб.м ) и обеспечивать большую гибкость поставок. Тогда основной упор в стратегии развития газовой отрасли должен делаться на контроль затрат на добычу и транспортировку газа, а также, с учетом возникновения высоких рисков для новых дорогостоящих проектов, - на их государственное стимулирование и поддержку. Вполне возможно, что от части проектов, которые не окупаются при таком уровне цен, целесообразно будет отказаться".