Вернуться ко всем новостям

Спорная ситуация вокруг обеспечения коксующимся углем отечественных металлургов до сих пор остается нерешенной

05.11.2002
Как уже сообщалось в СМИ, генеральный директор ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Виктор Рашников и президент некоммерческого партнерства "Русская сталь" председатель Совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин направили совместное обращение премьеру России Михаилу Касьянову.

"Тарифная политика Министерства путей сообщения ущемляет интересы отечественных металлургов", - говорилось в обращении. Ситуация сложилась таким образом, сообщает управление информации и общественных связей ММК, что выгоднее гнать угли на экспорт, нежели продавать потребителям внутри страны.

В ответ по информационным агентствам было разослано официальное заявление МПС, в котором упоминалось о том, что на складах предприятий Кузбасса скопилось более 5 млн тонн углей. Хотя для их перевозки по России действуют еще более низкие тарифные ставки - около 9 долл. за тонну. Почему бы, - подчеркивается в заявлении МПС, - металлургам не восполнить свой дефицит из этих источников. Но все дело в том, что эти 5 миллионов "залежалых углей", упомянутых железнодорожниками - энергетические. А коксующиеся угли, о дефиците которых говорят металлурги, не упомянуты вовсе. Именно поэтому 28 октября теперь уже на имя министра путей сообщения РФ направлено совместное обращение генерального директора ОАО "ММК" Виктора Рашникова, президента консорциума "Русская сталь" Владимира Лисина и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Суть его в том, что наряду с энергетическими углями спецтарифы были распространены на экспортные перевозки коксующегося угля - угольного концентрата, так необходимого металлургам. Его производство составляет всего 20 процентов от общего объема добычи. Аман Тулеев, на протяжении многих лет активно защищающий интересы угольной отрасли, убежден в непродуманности тарифной политики МПС. Фактически она поощряет производителей экспортировать угольный концентрат, оставляя отечественных металлургов на голодном пайке . Проблемы со сбытом энергетических углей губернатор видит в том, что электростанции страны предпочитают работать на природном газе. А со сбытом коксующихся марок внутри страны трудностей нет. Поэтому лидер угольного края поддерживает позицию металлургов, считая разумным сохранить спецтарифы только для перевозки энергетических углей.

Это помогло бы распутать клубок социально-экономических проблем Кузбасса. "Залежалых" коксующихся углей в Кузбассе нет. Почти не осталось их и на складах металлургических предприятий. Объем запасов на складах того же ММК всегда составлял около 350 тысяч тонн. Сейчас осталось всего 70 тысяч тонн при ежесуточной потребности в 20 тысяч. Запасы на НЛМК составляют менее 140 тысяч тонн, на НОСТе вообще работают "с колес". Такого снижения никто не припомнит. А ведь на подходе зима, когда перебои с поставками углей становятся традиционными. ММК начал переговоры с "Карагандауголь" о значительном увеличении поставок угольного концентрата. Однако здесь выдают на гора всего 200 тысяч тонн в месяц и в лучшем случае могут продавать Магнитке лишь 50 тысяч тонн.

Есть у МПС и еще одна проблема, о которой нет ни слова в заявлении - дефицит подвижного состава. По железным дорогам России курсирует 250 тысяч товарных вагонов, нормативный срок службы каждого - 22 года. Ежегодно списывается около 10 тысяч вагонов, на смену которым приходит немногим более тысячи. Другая составляющая проблемы. Реформа МПС, как и многие другие отечественные реформы, сильно затянулась. В части решения угольной проблемы это касается изменения тарифной политики. Еще в 2001-м году президент России дал поручение МПС совместно с правительством унифицировать тарифы внутренних и экспортно-импортных перевозок. Два этапа унификации предполагали установление новых тарифов на провозку грузов до морских портов и до пограничных переходов. С портами МПС определилось, а вот с погранпереходами получается сложнее: МПС уже два раза просило отсрочки с выполнением поручения, перенеся сроки аж на год от первоначально назначенных. Унификация этих тарифов позволила бы решить проблемы со спецставками на экспорт угля. Так что ларчик с углем открывается просто: для стабильных поставок коксующегося угля отечественным металлургам достаточно, чтобы МПС пересмотрело свою тарифную политику. Естественный монополист должен помогать эффективно работать отечественной экономике, а не мешать, как это зачастую происходит сейчас.