АЛРОСА всерьез озаботилась продвижением своего бренда и продукции на международных рынках. Российский алмазный монополист АЛРОСА близок к подписанию меморандума о сотрудничестве с аукционным домом Sotheby's, рассказал "Ъ" источник, знакомый с ходом переговоров.
"Речь идет о дополнительной площадке по реализации крупных и уникальных бриллиантов, огранкой которых занимается филиал АЛРОСА. Предполагается, что Sotheby's также возьмет на себя организацию маркетинга бриллиантов АЛРОСА среди своих клиентов. Это крайне важный для компании имиджевый проект",- утверждает он. АЛРОСА, по его словам, особенно заинтересована в маркетинговой поддержке аукционного дома на крупнейшем в мире ювелирном рынке США. Документ может быть подписан в апреле-мае, говорит собеседник "Ъ".
О подготовке документа осведомлен источник "Ъ", близкий к АЛРОСА. По его данным, недавно российская компания провела пробную сделку через ювелирное подразделение Sotheby's, реализовав на его нью-йоркской площадке бриллианты на сумму 500 тыс.дол. "Были проданы два достаточно крупных камня с весьма средними характеристиками",- отметил собеседник "Ъ".
"Торги прошли успешно: АЛРОСА получила средств больше, чем ожидала от их самостоятельной продажи",- продолжил он, уточнив, что в качестве продавца выступила "дочка" АЛРОСА Arcos USA. Следующую сделку через Sotheby`s АЛРОСА планирует провести в середине года, предложив существенно более дорогие бриллианты.
"Сейчас в работе находятся камни, один весом более 40 кар, а другой - около 60 кар, которые, как предполагается, могут быть реализованы через Sotheby`s",- сообщил он "Ъ", уточнив, что в качестве торговой площадки могут выступить Нью-Йорк, Женева либо Гонконг.
Официально в АЛРОСА возможное сотрудничество с Sotheby`s не комментируют. При этом представитель АЛРОСА заявил "Ъ", что компании, "безусловно, интересен премиум-сегмент рынка бриллиантов". "Он является самым быстрорастущим. Это уникальный потребительский сегмент, но он оказывает серьезное влияние на весь рынок. Средний класс, как правило, ориентируется в своих предпочтениях на рынок товаров класса люкс",- подчеркнули в АЛРОСА.
До сих пор АЛРОСА продавала бриллианты либо своим постоянным клиентам из Бельгии, Израиля, США, Индии и Гонконга, либо на собственных аукционах. Изначально филиал "Бриллианты АЛРОСА" создавался исключительно с маркетинговыми целями - чтобы алмазодобывающая АЛРОСА могла получить независимую информацию о ценах на бриллианты. Поэтому объемы их производства традиционно были небольшими. По предварительным данным, в 2012 г. АЛРОСА продала бриллианты на 100 млн дол.
Эксперт Rough&Polished Сергей Горяинов считает, что при реализации этого проекта АЛРОСА может столкнуться с серьезными трудностями. Он напомнил, что в России законодательно запрещен вывоз из страны уникальных алмазов и бриллиантов. Согласно закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", к категории уникальных могут быть отнесены алмазы массой 50 кар и более, а также алмазы, обладающие уникальными характеристиками. Камни такой категории предназначены к поставкам исключительно в Госфонд РФ. Между тем методика отнесения камней к категории уникальных непрозрачна: в конечном счете, решение принимается на уровне экспертов Гохрана, под управлением которого находится Госфонд, пояснил господин Горяинов.
"Сейчас относительно легко можно найти на мировом рынке бриллиант весом и в 40, и в 60, и даже в 80 кар, но требуется приложить серьезные усилия, чтобы продать его за хорошую цену. Госфонд как бюджетная организация никогда не сможет предложить рыночную цену за так называемые уникальные бриллианты. Если эта проблема не будет решена, АЛРОСА будет вынуждена работать в сток",- уверен эксперт.