Сегодня Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова получит лицензию на разработку Элегестского угольного месторождения с запасами около 1 млрд т коксующегося угля (ТЭПК была единственным претендентом на конкурсе 26 апреля). Как рассказал "Ъ" сам бизнесмен, ТЭПК намерена добывать на месторождении более 15 млн т угля в год, на этот объем компания будет постепенно выходить с 2017 г. по завершении строительства железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино.
По условиям лицензии, выход на проектную мощность должен состояться в течение шести с половиной лет, то есть к ноябрю 2019 г.
Элегест может стать вторым крупнейшим проектом по добыче коксующегося угля в России после разработки "Мечелом" Эльги, где к 2018 г. планируется добывать 18 млн т угля в год. Разработка Элегеста должна начаться уже в 2013 г. (планируется добыть 200-300 тыс.т угля), к 2016 г. ТЭПК рассчитывает выйти на добычу 5 млн т угля, которые будет перевозить автотранспортом. В проектирование и строительство ГОКа ТЭПК планирует вложить 45 млрд руб.
Инвестиции в железную дорогу Элегест-Кызыл-Курагино (410 км, должна соединить месторождение с Транссибом) оцениваются в 195 млрд руб., ее пропускная способность составит до 27 млн т/г. Соглашение о строительстве ветки ТЭПК подписала в феврале с Минтрансом, правительствами Тувы и Красноярского края. Руслан Байсаров говорит, что ветка позволит перевозить также уголь с разрабатываемых в Туве месторождений "Северстали" и Evraz (мощности их проектов после 2018 г. - 7 млн и 7,5 млн т угля в год соответственно). Раньше компании рассматривали возможность консорциума для строительства железной дороги, однако в конце 2012 г. отказались от этой идеи.
По словам господина Байсарова, в строительство ГОКа и железной дороги ТЭПК сама намерена вложить 25% средств и привлечь кредиты под госгарантии. Предварительные переговоры проведены с ВЭБом и Сбербанком, детальные начнутся в августе. В Сбербанке и ВЭБе отказались от комментариев, но источник, близкий к госкорпорации, подтвердил факт переговоров.
Для строительства порта и ТЭС также будут привлекаться заемные деньги, но пока нет определенности, в каких пропорциях и у каких банков, пояснил "Ъ" представитель господина Байсарова.
Руслан Байсаров говорит, что ТЭПК будет экспортировать уголь в Южную Корею, Китай и Японию, а в перспективе - в Индию. По словам бизнесмена, уже прошли переговоры с рядом китайских и южнокорейских потребителей. Господин Байсаров участвовал в российской делегации, посетившей Китай в апреле, добавил собеседник "Ъ", знакомый с ее составом.
Для экспорта угля ТЭПК за 15 млрд руб. построит к 2017 г. терминал в порту Ванино мощностью перевалки 15 млн т угля в год (первая очередь на 3,5 млн т будет запущена в 2015 г.).
Кроме того, "для обеспечения функционирования месторождения и ГОКа, а также снабжения теплом населения Тувы" ТЭПК построит в республике угольную ТЭС мощностью 200 МВт, рассказал господин Байсаров. Вложения оцениваются в 9 млрд руб., ввод в эксплуатацию намечен на 2016 г. Годовые потребности станции в угле составят 200 тыс.т, поставлять его будет сама ТЭПК, так как в запасах Элегеста есть 15 млн т энергетических углей. Местные власти не раз просили крупных инвесторов, приходящих в республику, построить новую станцию вместо единственной в столице старой и проблемной Кызылской ТЭЦ. Участники рынка рассказывали "Ъ" в марте, что тувинские власти инициировали внеплановые проверки Росприроднадзором выполнения условий лицензионных соглашений у работающих в республике структур Evraz, "Северстали" и En+, чтобы подтолкнуть компании к постройке ТЭС. Теперь решать энергетические проблемы Тувы будет ТЭПК.
Общие вложения ТЭПК в Элегестский проект, таким образом, составят около 9 млрд дол., которые компания планирует окупить за 15 лет.
Олег Петропавловский из БКС считает более реалистичным срок окупаемости 20 лет, если оценивать проект исходя из текущих цен на уголь. В Туве качественный уголь, который требует минимального обогащения, отмечает аналитик, поэтому себестоимость добычи низкая. Так, "Северсталь" прогнозирует ее на участке Центральный Улуг-Хемского бассейна на уровне 20 дол./т. Получается, себестоимость продаж угля на условиях CFR в Китай у ТЭПК может составить 115 дол., если везти уголь к Транссибу автотранспортом, и 70 дол., когда будет построена железная дорога. Это 30% рентабельности даже в первом случае, ведь сейчас цены подобных контрактов достигают 150 дол./т, говорит господин Петропавловский.
Но, добавляет он, ТЭПК будет полностью зависеть от высококонкурентных экспортных рынков, ведь потребление коксующегося угля в России будет, скорее всего, падать за счет перехода на новые технологии, позволяющие снизить расход кокса на четверть.