Вернуться ко всем новостям

Переработка красных шламов: миф или реальность?

06.11.2013

Красноярские ученые предложили UC RUSAL передать им отходы алюминиевого производства, накопленные в Свердловской области.

Сибиряки готовы построить печи и утилизировать красные шламы, остающиеся после переработки бокситов. Новая технология, утверждают они, позволит выпускать дешевый чугун, редкоземельные металлы и пеносиликат, пользующийся в Европе спросом в самых разных отраслях.

В ходе встречи всех заинтересованных сторон в Каменске-Уральском проект нашел поддержку у свердловских властей, но председатель регионального правительства Денис Паслер считает, что реализовать его будет сложно из-за высокой инфляции и специфической бизнес-среды в России. 

UC RUSAL до недавнего времени создавала в год около 14 млн т отходов, из которых свыше 2 млн т приходилось на Богословский и Уральский алюминиевый заводы, расположенные в Свердловской области.

Красные шламы, содержащие 30% алюминия и 50% железа, покоя не дают не только экологам, но и предпринимателям. О необходимости утилизации отвалов заговорили очень давно, но на практике продвинулись недалеко: ученые пока не могут предложить технологию комплексной переработки отходов, поскольку извлечение отдельных элементов нерентабельно.

Способы утилизации красных шламов предлагали самые разные: и магнитную сепарацию, и выщелачивание, но все они были с изъяном и оставляли после себя новые отходы.

Заведующий отделом Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН Вячеслав Павлов заявил Денису Паслеру, что коллектив ученых под руководством академика Василия Шабанова разработал безотходную технологию утилизации красных шламов. Красноярцы предлагают плавить шихту в электродуговых печах, разделяя расплав на металлическую и силикатную части. Из последних можно выпускать множество продуктов: специальные стали, алюминиевые и бронзовые сплавы, редкоземельные металлы, пеносиликат (аналог пенопласта) с заданными свойствами волластонита, который в свою очередь может использоваться для производства керамики, теплоизоляционных плит, светящейся краски и т.д.

Предприниматель Константин Демешонок (доверенное лицо Красноярского научного центра) утверждает, что из 2 т шихты получается 400 кг низкоуглеродистого чугуна себестоимостью 1 700 руб./т. Две печи позволяют перерабатывать 1 млн т красных шламов в год. Реализация проекта, включая сжигание твердых бытовых отходов и производство теплоизоляционных материалов, обеспечит работой примерно 1 000 человек. Красноярцы рассчитывают, что инвестиции на первом этапе не превысят 10 млн дол.

Менеджеры UC RUSAL, присутствовавшие на презентации новой технологии, заявили, что затраты на производство 1 т чугуна не могут составлять 1 700 руб.: одна электроэнергия, необходимая для работы электродуговой печи, обойдется дороже. Причем речь идет лишь об опытном производстве - при организации промышленного выпуска затраты вырастут минимум в 20 раз. При нынешней стоимости электроэнергии, полагает генеральный директор филиала УАЗ-СУАЛ Евгений Жуков, производить чугун на Урале невыгодно.

К. Демешонок проинформировал представителей UC RUSAL, что при утилизации шихты будет генерироваться около 60 мегаватт электроэнергии, которой хватит для работы электродуговой печи и прокатного стана. Соответственно, если создать замкнутый технологический цикл, то не нужно будет покупать электричество на рынке. Предприниматель уверен в рентабельности проекта, хотя и признал, что расчеты носят сугубо предварительный характер: пока не решен вопрос с сырьем и не определено местоположение будущего производства, делать технико-экономическое обоснование бессмысленно.

Е. Жуков, однако, продолжал настаивать на бесперспективности проекта. В филиале УАЗ-СУАЛ уже имеется итальянская опытная установка, которая позволяет выпускать несколько десятков тысяч тонн сырья для черной металлургии. Проект стоимостью 2,5 млн дол. идет ни шатко ни валко, потому что некуда сбывать получаемые добавки: металлургия пребывает в глубоком кризисе. Переработка шламов, утверждает руководитель филиала, возможна лишь в таких странах, как Китай, который потребляет все, что производит. В России же рынок металлов очень узкий, а рынка силикатной продукции нет вовсе. Поэтому UC RUSAL готов поделиться сырьем, но что с ним ученые будут делать?

Премьер Д. Паслер был осторожен в выводах. По его мнению, у рынка пеносиликата в России большое будущее, но проблема в том, что нужно на чем-то зарабатывать сегодня, чтобы развиваться. В отличие от менеджеров UC RUSAL, председатель правительства считает, что рынок готов потребить сотни тысяч тонн чугуна - вопрос лишь в том, по какой цене. Нельзя ошибиться с себестоимостью продукции, выпуск которой возможен лишь спустя три года после старта проекта. За это время в России и мире многое может поменяться, и до окупаемости дело может не дойти.

И очевидно, что сегодня у красноярских ученых нет проекта как такового. Есть ряд опытов "в пробирке", произведенных в лабораторных условиях. Но этот уровень достигнут еще в конце 90-х годов. И дальнейшей степени проработки, проекта в каком-либо виде, готовом к обсуждению, пока нет.

"Нужно свести ваши объемы. Переработка любых отходов - это перспективы будущего. Самое главное - это технология и себестоимость. С "РУСАЛом" можно заключить соглашение по передаче нужного объема отходов. Мы готовы вам в этом помочь. В том случае, если вы предоставите проект, в котором будут учтены все экологические и финансовые вопросы, областные власти будут содействовать продвижению проекта", - отметил Денис Паслер.

Источник информации:
RusBusinesNews.ru
Яндекс.Метрика