Вернуться ко всем новостям

Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров прокомментировал ситуацию, связанную с переносом аукциона по Талаканскому нефтегазовому месторождению

15.12.2002
Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров прокомментировал ситуацию, связанную с переносом аукциона по Талаканскому нефтегазовому месторождению. Как известно, в начале 2002 года было принято совместное решение Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) об отмене итогов прошлогоднего тендера на право освоения этого месторождения и проведении нового конкурса в виде аукциона. Аукцион должен был состояться 26 декабря этого года, о своем участии объявили такие крупные нефтяные компании, как "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Газпром", "Роснефть", "ТНК", "Сибнефть". В.А. Штыров отметил, что это первый в истории Российской Федерации аукцион, в котором решили принять участие все крупнейшие нефтяные компании России, сообщает пресс-служба администрации президента республики.

Однако на прошлой неделе вышло совместное постановление МПР России и Правительства РС(Я) о переносе аукциона. Глава Якутии перенос аукциона назвал нормальным и взвешенным решением, подчеркнув, что оно принято Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) совместно и при участии Министерства экономического развития РФ. "Никто еще не отменял принципа "двух ключей", без нас не может быть принято самостоятельное решение и, соответственно, без МПР тоже. Естественно, что это наше общее решение, и оно далось нелегким путем, мы долго размышляли, выбирали способ действий, что лучше для республики, пришлось по некоторым аспектам поспорить. Но в споре рождается истина, и мы нашли оптимальный вариант", - сказал Вячеслав Штыров.

По словам президента республики, существует несколько причин переноса аукциона. Главная причина заключается в неопределенности и противоречиях в действующем законодательстве по вопросу об имуществе, которое сегодня имеется на Талакане. Хотя по условиям аукциона победитель обязан выкупить это имущество, законодательно это четко не прописано. Кроме того, есть инструкции, утвержденные Правительством РФ, согласно которым хозяин имущества обязан его продать, а победитель аукциона вовсе не обязан выкупать имущество. Возникли споры и по определению стоимости этого имущества.

В связи с этим, глава Якутии отметил, что все эти споры означают то, что аукцион, если бы он состоялся, привел бы к судебным разбирательствам, и проигравшие стороны начали бы оспаривать итоги конкурса. Глава республики подчеркнул, что пока идет судебное разбирательство, никакого освоения месторождения не будет. Эти суды могут длиться по 2-3 года, и программа освоения может быть заморожена по вполне законным основаниям на несколько лет. Вячеслав Штыров сказал, что были проведены серьезные консультации с участием Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития Российской Федерации, Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, Правительства Республики Саха (Якутия). В результате пришли к единому мнению о том, что в целом в интересах Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации необходимо устранить эту неопределенность. Вячеслав Штыров сообщил, что в настоящее время вырабатываются новые условия продажи, оценки имущества, которые исключают двоякое толкование и исключают возможности для дальнейших судебных действий и в конце года будет объявлен новый срок проведения аукциона. Ключевое условие аукциона – строительство нефтеперерабатывающего завода – остается в силе. Этот принципиальный вопрос стал предметом двухдневных встреч Вячеслава Штырова с министром экономического развития Российской Федерации Германом Грефом.

Президент Республики Саха (Якутия) сообщил также, что принято совместное решение об увеличении стартового платежа, который ранее был определен в $ 53 млн. Теперь величина бонуса равна $ 150 млн. В.А. Штыров отметил, что Республика Саха (Якутия) получит в свой бюджет втрое больше средств, что позволит улучшить финансовую ситуацию республики. Немаловажным фактом глава Якутии назвал то, что в 2003 году распределение этих платежей в федеральный и республиканский бюджеты остается прежним: 40% - в федеральный, 60% - в республиканский бюджет.

В связи с этим положительным моментом является то, что принято также совместное решение о проведении конкурсов на разработку других месторождений на территории Якутии – таких, как Чаяндинское газовое месторождение и т.д. Правительству республики совместно с Минтопэнерго России поручено в течение 1 квартала следующего года провести ревизию всех нефтяных и газовых месторождений и разработать условия проведения конкурсов на те, где нет недропользователей.

В течение 2003 года там тоже пройдут аукционы, и, по словам Вячеслава Штырова, наконец-то поставлена точка в споре о том, в каком порядке и очередности осваивать нефтегазовые месторождения Сибири и Дальнего Востока. "Сейчас мы последовательно введем в действие все наши месторождения в 2003 году, и это создаст предпосылки для развития не только нефти, но и газа. В 2003 году еще будет действовать соотношение 60% на 40%, и это очень важно для нас. Если мы осваиваем Талакан, и почти одновременно Чаянду, то резко снижаются затраты на всю инфраструктуру – трассы трубопроводов идут в одном коридоре, должна быть одна дорога, одна линия электропередач и т.д. Резко повышаются эффективность месторождений и будущие доходы для Республики Саха (Якутия)", - отметил Вячеслав Штыров и сообщил, что через 3 месяца после Талакана состоится аукцион по Чаяндинскому газовому месторождению.