Вернуться ко всем новостям

Кто оплатит путь из Баку в Джейхан

25.12.2002
На итоговой пресс-конференции 2002 года Дэвид Вудворд, президент компании ВР Azerbaijan, являющейся оператором проекта БТД, заявил о том, что сочетание нескольких неблагоприятных факторов отодвинуло завершение переговоров с мировыми инвесторами о выделении кредитов в размере до 2,1 млрд долларов, необходимых для строительства 1760-километрового Баку — Джейхана, с I на III квартал 2003 года.

К числу факторов, негативно повлиявших на финансовую судьбу проекта БТД, Вудворд отнес экологические баталии вокруг Боржомского ущелья и большие сложности, связанные с привлечением непосредственно на строительство 2,95 млрд долл. Решению финансовых проблем БТД пока не помогла даже спешно разыгранная Баку и Астаной комбинация повышения экономической привлекательности джейханской трубы.

Напомним, что в конце ноября 2002 года в Баку исполнительный директор госкомпании "КазМунайГаз" по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам Каиргелди Кабылдин заявил о том, что Казахстан готов экспортировать по трубе Баку — Джейхан свыше 20 млн т нефти в год. А в начале декабря в Лондоне Баку и Астана при посредничестве Вашингтона договорились о подготовке договорно-правовой базы, необходимой для транспортировки нефти Казахстана в Джейхан.

Однако при этом остался ряд, явно не решаемых проблем. Во-первых, весь танкерный флот Азербайджана в составе 32 кораблей дедвейтом от 5 до 12 тыс. тонн способен доставлять из Актау в Баку не более 10-11 млн т нефти в год Во-вторых, даже при аренде Астаной 20-30 дополнительных танкеров азербайджанский нефтеналивной порт Дюбенди сможет принять максимум 7,5 млн т нефти Казахстана в год. Вложив в реконструкцию Дюбенди 13 млн долл., можно поднять его пропускную способность максимум до 10 млн т в год. В-третьих, Дюбенди находится в 50 км к востоку от Баку, а входной фланец трубопровода — в 50 км к западу от столицы Азербайджана. И чтобы нефть Казахстана оказалась в трубе Баку — Джейхана нужен новый нефтепровод, соединяющий Дюбенди и БТД. И в-четвертых, в период 2008-2017 гг. только в рамках "контракта века" в Азербайджане планируется добывать 50-55 млн т нефти в год.

Пропускная способность БТД составляет 50 млн т. Так вот, на вопрос корреспондента "Времени МН", поместится ли нефть Казахстана в трубу БТД, Вудворд уклончиво ответил, что четыре компании, добывающие нефть в Казахстане, имеют 15% долевого участия в проекте Баку — Джейхан (Eni — 5%, TotalFinaElf — 5%, INPEX — 2,5% и ConocoPhilips — 2,5%). Так что 7,5 млн тонн точно поместятся. Что же касается транспортировки в Джейхан остальных 12,5 млн тонн казахской нефти в год, то их судьбы пока неисповедимы .

Вудворд заявил, что строительство БТД начнется в I квартале 2003 года при любой финансовой погоде за счет 850 млн долларов, которые должны бросить в трубу Баку — Джейхан сами компании — участницы проекта. Нетрудно догадаться, что в этом случае условия кредитования БТД окажутся куда более жесткими (чтобы не останавливать строительство, деньги будут нужны любой ценой), а следовательно, экономически менее выгодными для Азербайджана, в собственность которого нефтепровод должен будет перейти спустя 20 лет с начала эксплуатации и полного расчета с инвесторами проекта Баку — Джейхан.