Вернуться ко всем новостям

Прокладка газопровода из Туркмении по восточному побережью Каспия через Казахстан в Россию может оказаться более реальным проектом, чем увеличение пропускной мощности трубопровода Средняя Азия-Центр

04.03.2003
Сегодня в центре внимания СМИ стран Содружества по-прежнему остается обсуждение итогов недавней встречи в Москве президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины, заявивших о намерении создать единое экономическое пространство. Недолгая пока еще история СНГ, увы, оставляет немало аргументов скептикам, которые призывают не спешить с выводами и дождаться более реальных интеграционных шагов.

Ашхабад, оставаясь верным своим принципам нейтралитета и невмешательства в чужие дела, официально никак не отреагировал на московское заявление "четверки". Это и понятно: с самого начала Туркмения относилась и относится к Содружеству как к органу, прежде всего, консультативному и способствующему развитию прямых взаимовыгодных связей. Если Туркменистан и привлекают какие-либо интеграционные схемы, то исключительно в форме совместного участия в конкретных проектах. В этом контексте весьма перспективной представляется озвученная на днях идея строительства нового газопровода Туркменистан-Россия. Причем, что характерно, впервые публично о ней заговорили не туркмены, а руководители "Газпрома".

И раньше многие специалисты склонялись к тому, что прокладка газопровода из Туркмении по восточному побережью Каспия через Казахстан в Россию может оказаться более реальным проектом, чем, скажем, резкое увеличение пропускной мощности ныне действующего трубопровода Средняя Азия-Центр, проходящего через Узбекистан и Казахстан. Сокращение маршрута из Туркмении в Россию до 700 км может вывести проект на общую стоимость в 1 млрд дол., которая вполне по силам двум странам. Кроме того, присоединиться к нему могли бы частные компании, имеющие амбициозные планы по освоению туркменских месторождений на суше и шельфе Каспия, чьи устремления сегодня сдерживаются нехваткой транспортных коммуникаций для вывода здешнего дешевого сырья на мировые рынки. Например, недавно созданная с участием компаний "Итера", "Роснефть" и "Зарубежнефть" для освоения каспийских нефтегазовых месторождений Туркмении компания "Зарит" вряд ли останется безучастным наблюдателем в случае реализации данного проекта.

Что касается непосредственно "Газпрома", то заместитель председателя правления компании Александр Рязанов заявил буквально следующее: "Газпрому" интересно поставлять туркменский газ на экспорт, это выгоднее, чем экспортировать российский". По его словам, через два-три года в связи с ростом потребления газа внутри России "мы можем столкнуться с проблемой экспорта российского газа".

"Газпромовский" менеджер имел в виду, что корпорации становится все труднее выполнять свои обязательства перед зарубежными потребителями. И хотя от слов А.Рязанова, заметившего, что "разумной ценой за туркменский газ является коридор в 25-27 дол. за тысячу кубов" невольно повеяло вяхиревскими интонациями (не секрет, что на туркмено-российских переговорах речь уже шла о гораздо более высоких цифрах), тем не менее, настрой "Газпрома" на развитие партнерства с Туркменией вызывает уважение. Главное, чтобы стороны руководствовались, как к этому постоянно призывает туркменский лидер Сапармурат Ниязов, не только своими интересами, а соизмеряли их с интересами партнеров.

Говоря о технических параметрах будущего трубопровода, А.Рязанов сказал, что его строительство может быть завершено уже к 2007 г., а рассчитан он должен быть на ежегодную перекачку 30 млрд куб.м топлива. Замглавы "Газпрома" также сообщил, что межправительственное соглашение между Туркменистаном и Россией о сотрудничестве в нефтегазовой сфере может быть подписано в апреле-мае текущего года.

Совершенно очевидно, что, если Ашхабад и Москва подпишут столь масштабный документ, это будет означать революционный поворот в экономических отношениях двух дружественных государств. Что, безусловно, отразится и в целом на геополитической ситуации в регионе.
Яндекс.Метрика