Вернуться ко всем новостям

"Газпром" хочет зполучить контроль над большинством месторождений Восточной Сибири

01.04.2003
В ближайшее время "Газпром" может стать супермонополией. Он намерен получить контроль над большинством месторождений Восточной Сибири и стать единственным экспортером газа на Восток. Для этого придется переписать действующее законодательство. Главную роль в реализации разработанной "Газпромом" программы освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока компания отводит себе. Под прицелом госкомпании – 74.9 млрд дол. Это выручка от продажи топливных ресурсов, которые будут добыты в регионе с 2005 по 2020 годы. Напомним, что капитализация самого "Газпрома" составляет сегодня всего 20 млрд дол.

По оценкам "Газпрома", инвестиции в развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока составят 30.6 млрд дол. Найти эти деньги газовому монополисту "помогут" нефтяники, бизнес которых в этом регионе в ближайшее время может оказаться в распоряжении "Газпрома". Первое, что может получить "Газпром" от реализации его программы, – это перераспределение газовых ресурсов Восточной Сибири в свою пользу.

Сейчас лицензией на разработку основных разведанных запасов (30%) владеет компания «РУСИА Петролеум», значительная часть которой принадлежит иностранцам. За российскими структурами закреплено всего 17% разведанных запасов, а еще 30% пока не распределены вообще.

Мириться с этим «Газпром» не хочет. Он предлагает правительству отнести Ковыктинское месторождение (одно из тех, на которых работает «РУСИА Петролеум») к ресурсам, "имеющим стратегическое значение для газоснабжения в РФ". Это может оказаться первым шагом к перераспределению действующих лицензий.

В законе «О недрах» нет такого понятия как стратегические месторождения. Как пояснил ГАЗЕТЕ юрист фирмы «Вегас-Лекс» Алексей Козлов, возможно, речь идет о «недрах федерального значения» – этот статус предполагает особый, эксклюзивный режим недропользования. Какой именно – должно быть прописано в отдельном федеральном законе, которого на сегодняшний день нет.

«Если рассуждать гипотетически, государство может принять новый закон, в котором будут перечислены месторождения стратегического значения. Туда могут попасть и те, которые уже разрабатываются, – говорит юрист. – Этот закон может обязать недропользователей привести действующие лицензии в соответствие с новыми правилами. В лучшем случае – перерегистрировать, в худшем – выставить на новый конкурс, условия которого будут написаны под госкомпанию. В страховом и банковском секторе примеры «приведения в соответствие» случаются сплошь и рядом, такое может случиться и в ТЭКе».

«Газпром» уже давно присматривается к Ковыктинскому месторождению. В прошлом году он намеревался потратить на покупку доли в «РУСИА Петролеум» около 1 млрд рублей. Этого могло хватить лишь на 7-8%, в то время как объединенная ТНК-ВР владеет 62%. Совместно с администрацией Иркутской области (11.66%) газовый монополист мог рассчитывать лишь на блок-пакет Ковыкты.

В этом году «Газпром» вел переговоры с ТНК о возможном участии в консорциуме, однако предложений по цене сделано не было. Не поступало их и в адрес «Интерроса», намеревающегося продать свои 25.71% акций.

С Чаяндинским месторождением, которое, по мнению экспертов «Газпрома», также «должно быть признано объектом, имеющим стратегическое значение для РФ», все будет проще. Это один из крупнейших ресурсов, находящийся сейчас в нераспределенном фонде.

Получив контроль над крупнейшими месторождениями региона, «Газпром» сможет определять, что делать с добытым газом. Частные компании будут работать на внутренний рынок, а экспортом газовый монополист займется сам.

Главную роль в снабжении российских потребителей «Газпром» отводит Ковыктинскому месторождению, которое начнет разрабатываться с 2007 г. Отсюда газ должен поступать сначала в Красноярский край, а затем в единую систему газоснабжения. Примерно так же предполагается поступить с газом, который после 2011 года будет добываться в Красноярском крае и Эвенкии.

А ключевым экспортным ресурсом «Газпром» объявляет Чаяндинское месторождение – в 2009-2010 гг. Главный довод компании состоит в том, что его разработка для внутреннего рынка стоит слишком дорого (45-84 дол. за 1000 куб.м, что на 32 дол. выше, чем на остальных месторождениях региона). Но продавая этот газ за границу, государство сможет поддерживать «высокие экспортные цены, направляя более дешевый – ковыктинский – газ на внутренний рынок».

Особенно сильно «Газпром» боится конкуренции на внешних рынках, к чему, по версии разработчиков документа, Россию подталкивают потенциальные импортеры ее газа. В частности, Китай. Совместно с «РУСИА Петролеум» он участвует в разработке ТЭО экспортных поставок с Ковыктинского месторождения, а с компанией «Саханефтегаз» – с Чаяндинского. Это дополняется конфликтом интересов одного из акционеров «РУСИА» - компании ВР. Совместно с китайскими партнерами она намерена участвовать в реализации российского газа в Китае, а потому объективно не заинтересована в поддержании высокой цены. «Должна быть срочно прекращена действующая в настоящее время практика предложения российского газа на внешний рынок конкурирующими компаниями, исходящими из своих узкоэгоистических интересов», - говорится в документе.

Учитывая то, что «ситуация требует скорейшего вмешательства государства», в роли «спасителя Отечества» «Газпром» предлагает правительству себя. Так, в документе говорится о необходимости «создания единого экспортного канала, организуемого оператором» в лице самой газовой монополии, о проведении единой ценовой политики, а также о запрете отдельным компаниям и региональным властям проводить коммерческие переговоры по условиям экспорта газа.
Яндекс.Метрика