Вернуться ко всем новостям

Последний раунд переговоров по Каспийскому морю

27.05.2003
Последний раунд переговоров по Каспийскому морю проходил 12-14 мая в Алматы. На нем присутствовали представители Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. Первый замминистра иностранных дел Казахстана Кайрат Абусеитов заявил на пресс-конференции 14 мая, что стороны пришли к согласию в отношении 40% условий конвенции, прежде всего касающихся окружающей среды и механизма выполнения соглашения. Однако главным препятствием остается раздел водной поверхности и дна Каспия. Иран настаивает на равенстве долей – по 20% каждой стране, в то время как Азербайджан, Казахстан и Россия выступают за принцип «срединной линии», предполагающий неравные доли. Предложение, выдвигаемое совместно Азербайджаном, Казахстаном и Россией, оставляет Ирану лишь 13%. Туркменистан занимает независимую и несколько непредсказуемую позицию. По итогам переговоров официальные представители Азербайджана, Казахстана и России подписали соглашение о демаркации морского дна: Казахстан получил 29 %, Россия и Азербайджан примерно по 19 %.

Пока сохраняется тупиковая ситуация, российские официальные лица ведут переговоры о транспортном коридоре «Север-Юг» и ставят под сомнение оправданность строительства экспортного трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) в обход существующих российских экспортных маршрутов. В последние месяцы российские представители высказывают идею о включении в соглашение по Каспию пункта о недопустимости строительства новых трубопроводов, имея в виду слишком высокий риск, который они представляют для окружающей среды. В случае принятия такого пункта строительство БТД будет остановлено. Однако формального предложения пока не выдвинуто. В любом случае маловероятно, что Азербайджан поддержит такое решение. Более реалистичным проектом, с точки зрения Москвы, было бы создание транспортного коридора «Север-Юг». Этот проект, как он видится сегодня, не зависит от соглашения по Каспию. Энергетический коридор «Север-Юг» мог бы связать Россию с Ираном и Индией через Каспийское море и снизить значение трубопровода БТД.

Заместитель министра транспорта Чингиз Измайлов заявил 5 мая журналистам, что несколько российских судоходных компаний и иранская государственная грузовая флотилия могли бы образовать консорциум с целью создания торгового пути «Север-Юг». Ч.Измайлов заявил, что такой консорциум мог бы вложить «сотни миллионов долларов» в строительство железной дороги, автотрассы и речных маршрутов на отрезке между Каспийским морем и Санкт-Петербургом. По словам Ч.Измайлова, в 2003 г. уже существующая инфраструктура позволит перевезти по коридору «Север-Юг» примерно 8 миллионов тонн грузов. В результате совершенствования инфраструктуры пропускная мощность коридора вырастет до 15-20 миллионов тонн. Этот маршрут позволит как ввозить грузы в Россию, так и вывозить их из страны, а также станет альтернативным транзитным путем между Азией и Европой. Грузы из Юго-Восточной Азии могли бы переправляться по морю с берегов Индийского океана в Персидский залив, затем сушей через Иран, а затем по Каспию – в Россию. В настоящее время многие российские участки предлагаемого транзитного коридора, особенно в районе Каспийского моря и Волги, недостроены или находятся в запущенном состоянии, и их усовершенствование потребует широкомасштабных инвестиций.
Яндекс.Метрика