Вернуться ко всем новостям

Приняты изменения и дополнения к закону РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

23.06.2003
Госдума приняла изменения и дополнения в Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разрешающие их индивидуальную добычу. Рядовые старатели отнеслись к нововведения скептически. Казалось бы, северяне должны были с энтузиазмом встретить инициативу. Возрождение старательства сможет стать реальным фактором оздоровления экономики золотодобычи в целом. По данным Российского союза золотопромышленников, ежегодно с Колымы нелегально вывозится скупщиками до 10 тонн золота, т.е. почти треть от прошедшего через официальную отчетность. А ведь практически все предприятия добычи сегодня в области являются частными или акционерными, т.е. имеют конкретных хозяев.

Дело в том, что на территории золотодобывающих районов Колымы проживают (и официально нигде не работают!) около 2,5 тыс. уроженцев республик Кавказа. Большинство этих "иммигрантов" меняются с устойчивой регулярностью, подобно рабочим вахтовых бригад. По данным официальных органов, пути "теневого" золота из Магадана тянутся в Турцию, на черноморское побережье России, в Ингушетию... В кулуарах местного истеблишмента называют даже имена "высоких крыш" этого оборота на федеральном уровне. Легально разрешенная гражданам области добыча золота прежде всего ударит по нелегальному бизнесу. И именно тайному влиянию этой системы многие на Колыме приписывают и шестилетние затяжки с прохождением через Госдуму нескольких строк поправок к федеральному закону, и редакцию текста самих поправок, которые "вольноприносительство" на практике сделали невозможным.

Именно тут, по мнению северных специалистов, и кроется основная причина скептического отношения рядового старателя к федеральной законодательной новации. В ней два важных момента. Первый: старателям разрешена добыча драгоценных металлов и камней "на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки, а представляют собой остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах и отходах... некондиционные или ранее списанные запасы полезных ископаемых" и т.п. Проще говоря, добывать золото предлагается там, где нормальному предприятию это не выгодно. Никто из северян не против этого.

Но есть вторая новация, согласно которой граждане России, изъявившие желание заняться старательской отработкой, обязаны в соответствии с пунктом первым статьи четвертой новой редакции закона зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и получить лицензии на пользование соответствующими участками недр. "Главный вопрос связан с лицензированием, - отметил в одной из местных газет опытнейший производственник, ныне - замгубернатора по горной отрасли А.Поляков. - Какие это будут лицензии, кто их станет выдавать, в каком порядке - ни данный закон, ни положение о лицензировании на это ответа не дают. Практики отмечают также, что не определено и само понятие "недра местного значения": кто ими будет распоряжаться, какова эта процедура, считать ли таковыми лицензированные участки, на которых золота не выявлено? И, самое главное, что подчеркивают буквально все горняки: фактически новшество в законе просто приравняло лиц физических к юридическим. Т.е. - к любому действующему ныне предприятию".

Вскоре после "судьбоносного" решения Госдумы прошло совещание колымских недропользователей, проведенное в Магадане департаментом недропользования администрации области и региональным управлением министерства природных ресурсов РФ. Приведенные там факты убийственны для любого отчаянного старателя. Существующий регламент предоставления разрешительной документации на пользование недрами предусматривает получение 23-26 документов: лицензий, заключений и согласований в добром десятке ведомств. Срок их оформления - от 3 дней до 2 месяцев в каждом. С учетом того, что все эти документы подлежат обязательному утверждению в московских инстанциях, обычное их прохождение занимает до полугода и более! Стоимость оформления в целом - до тысячи долларов.

Казалось бы, раз уж драгоценный металл перестал быть исключительной собственностью государства и реально стал товаром, почему не ввести для одиночек, как бывало, обычный договор подряда? Контрабандный скупщик платит за грамм золота по 6-7 долл., золотоприемная касса - по рыночным ценам, до 10 долл. - даже за вычетом налогов выгоднее. Немало рекомендаций, предложений и требований поступило за последние 6 лет в Государственную Думу. Были там серьезные выкладки и обоснования и от администрации Магаданской области, и от Управления Министерства природных ресурсов, и от простых золотодобытчиков Колымы. В частности, предложения упростить систему лицензирования с тем, чтобы производить его "через одно окно", разграничить полномочия центра и регионов по распоряжению участками недр, доверить решение проблем "вольного приноса" местным властям под контролем федеральных структур природопользования и т.п. и т.д. Шесть лет писали и писали...

Новый закон, не подписанный, правда, еще президентом, на Колыме уже дружно называют "мертворожденным". А новый нелегальный промсезон уже открыли десятки отчаянных старателей.
Яндекс.Метрика