Вернуться ко всем новостям

РУСАЛ подвел итоги деятельности в 2003 году

03.02.2004
Компания РУСАЛ, один из лидеров мировой алюминиевой промышленности, сообщает о значительном росте объема производства по всему спектру продукции и снижении производственных издержек, достигнутых в результате проводимой модернизаци производства и повышения эффективности.

Объем производства первичного алюминия в 2003 году составил 2588931 тонн, что на 4,3% больше, чем в 2002 году. Значительно сократилась зависимость компании от контрактов на поставку сырья. В 2003 году около 60% используемого глинозема поступило от компаний, контролируемых РУСАЛом (в 2002 году этот показатель составлял 46%). В 2004 году эта доля возрастет до 63%.

Концентрация усилий компании на построении долгосрочных отношений с потребителями способствовала консолидации выручки: 60% доходов от реализации поступает от прямых контрактов. Ориентация производства на  конечного потребителя позволила  увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью на 12%.  Для усиления контроля за качеством продукции с ноября 2003 года на Лондонской бирже металлов слитки алюминия, произведенные на предприятиях компании,  стали торговаться под единым брэндом «РУСАЛ».

«Анализируя итоги 2003 года, мы с удовлетворением отмечаем правильность выбранной РУСАЛом стратегии, - сказал Александр Булыгин, генеральный директор компании РУСАЛ. Шаги по увеличению объема  производства первичного алюминия как основного направления деятельности компании, работа  по сокращению издержек и установлению долгосрочных партнерских отношений с конечными потребителями позволили нам укрепить позицию РУСАЛа как одного из ключевых игроков на международном рынке». «Среди результатов года мне особенно приятно отметить запуск проекта по строительству в Хакасии нового алюминиевого завода (Саяногорский алюминиевый завод-2).  САЗ-2 - первый крупномасштабный проект в российской алюминиевой отрасли за последние 15 лет -  демонстрирует серьезность наших планов и уверенность в будущем нашего бизнеса». Говоря о планах компании на 2004 год,  А.Булыгин отметил: «В следующем году наши основные приоритеты – это расширение сырьевой базы, увеличение производства по всему спектру продукции и развитие технологической базы».

Выручка компании в 2003 г. выросла на 12% и составила  4,5 млрд дол. по сравнению с 4 млрд дол. в 2002 г. Выручка от реализации продукции компании на международных рынках в 2003 г. составила 3,7 млрд дол. (в 2002 г. – около 3,4 млрд дол.). Основными факторами роста стало увеличение цен на алюминий на Лондонской бирже металлов почти на 6%, рост на 4,3% объемов производства алюминия и совершенствование номенклатуры выпускаемой продукции.

Создание в 2003 году Инженерно-технологического центра (ИТЦ) позволило компании разработать единую программу обновления алюминиевых производств, включающую комплекс мероприятий по улучшению технико-экономических показателей процесса электролиза – повышению силы тока и выхода по току. В результате на  двух алюминиевых заводах РУСАЛа - Саяногорском (САЗ) и Красноярском (КрАЗ) был увеличен выпуск товарного алюминия по сравнению с прошлым годом соответственно на 10,9% и 4,47%. Силами ИТЦ была осуществлена модернизация технологии электролиза, позволившая поднять силу тока с 260 кА до 280 кА, запущены в опытную эксплуатацию электролизеры с силой тока 300 кА.

Приобретение Всероссийского алюминиево-магниевого института (ВАМИ) усилило научный потенциал компании. Совместными усилиями специалистов ВАМИ и ИТЦ разработаны программы комплексной модернизации двух алюминиевых заводов РУСАЛа - КрАЗа и САЗа - и начаты работы по подбору оптимальных технических параметров процесса электролиза для  алюминиевых заводов компании.

Благодаря  мероприятиям по переходу на более современную технологию «сухого» анода, которые осуществляются на трех алюминиевых заводах РУСАЛа - Красноярском, Братском и Новокузнецком, помимо роста количественных показателей достигается также существенный экологический эффект.

Создание Сервисного центра дало возможность централизовать до 80% услуг, оказываемых предприятиям РУСАЛа,  уменьшить оборотные и основные средства, сократить сроки ремонта, повысить качество и уменьшить затраты. Проводимая программа реструктуризации позволила провести дальнейшее сокращение численности персонала на 9,1% (5,5 тыс. человек).

Подписание долгосрочных соглашений с компаниями-поставщиками глинозема, кокса, пека и договор с ОАО  «Российские железные дороги» о фиксации  до 2011 года размера тарифа на перевозку сырья и готовой продукции по железной дороге позволят РУСАЛу в дальнейшем осуществлять детальное планирование основных видов затрат на долгосрочную перспективу, повысить финансовую управляемость всего холдинга и снизить себестоимость производства.

В 2003 году произошло изменение структуры акционерного капитала -  компания Базовый Элемент приобрела 25% акций, принадлежавших компании Millhouse Capital и увеличила свою долю в РУСАЛе до 75%.

Значительный рост добычи бокситов и производства глинозема был достигнут за счет интеграции глиноземного завода в городе Фрия, Гвинея,  в производственную цепочку компании. Повышение производительности труда на предприятии по добыче бокситов Compagnie des Bauxites de Kindia в Гвинее позволило увеличить производство на 13%.

В декабре было завершено строительство завода по производству алюминиевых банок для напитков РОСТАР-Всеволожск. С запуском этого завода РУСАЛ займет лидирующую позицию на российском рынке производителей банок для напитков.

РУСАЛ заключил долгосрочные соглашения с ТАДАЗом на поставку сырья и реализацию готовой продукции. Компания приняла участие в модернизации завода, вложив 45 млн долларов в оборотные средства ТАДАЗа. 

По прогнозам экспертов РУСАЛа, 2004 год будет характеризоваться значительным ростом потребления алюминия, причем среднее увеличение спроса составит около 5%, а при благоприятной конъюнктуре возможен рост до 7%.  В Китае предполагаемое увеличение потребления алюминия на 15-18% будет практически полностью обеспечено за счет растущего внутреннего производства. Согласно общемировой тенденции, лидирующие позиции в области потребления алюминия сохранят за собой автомобилестроение и упаковочная индустрия. В Северной Америке этот список пополнит строительная промышленность, продолжающая демонстрировать позитивную динамику.

Росту производственных мощностей РУСАЛа будет сопутствовать дальнейшее развитие системы продаж компании. В 2004 году доля продукции с высокой добавленной стоимостью составит 32% в общем объеме продаваемого товарного алюминия, что приведет к сокращению объемов продаж первичного алюминия по сравнению с аналогичным показателем 2003 года на 112 тысяч тонн. Дальнейшее развитие получит система прямых продаж продукции конечным потребителям, доля которых в общем объеме продаж составит 60%.

В следующем году деятельность компании будет сосредоточена на следующих ключевых направлениях:
завершение процесса консолидации и выкупа акций предприятий компании у миноритарных акционеров;
дальнейшая реализация на КрАЗе программы по переходу на технологию «сухого» анода стоимостью 100 млн долларов, которая позволит увеличить выпуск алюминия на 55 тыс.тонн в год и значительно снизить выбросы вредных веществ на тонну произведенного алюминия;
концентрация компании на производстве первичного алюминия и сокращение участия в переработке;
совершенствование производственных технологий, разработка электролизера, работающего на силе тока 320 кА;
продолжение программы по выводу вспомогательных производств (ремонт высоковольтного  и дизельного оборудования);
создание альтернативной технологии по переработке низкокачественных бокситов;
начало работ по расширению мощности глиноземного завода в Гвинее в городе Фрия до 1,4 млн тонн.

Объем продукции в 2003 и 2002 гг., в метрических тоннах; прирост в %:

Бокситы 2003 г. - 4351421; 2002 г. - 1822935; 138,7%.

Глинозем 2003 г. - 2981918; 2002 г. - 2161000; 37,99%.

Первичный алюминий и литейная продукция с добавленной стоимостью 2003 г. - 2588931; 2002 г. - 2482434; 4,29%.

Алюминиевые полуфабрикаты 2003 г. - 214764; 2002 г. - 221728; -3,14%.
Яндекс.Метрика