Пробки из железнодорожных вагонов на подъездах к морским портам мешают бесперебойному экспорту металлов и сырья
29.12.2004
Слабо развивая транспортную инфраструктуру страны, мы дождались новой проблемы. Теперь мощные пробки на дорогах есть также у портовиков и у железнодорожников – следовательно, у экспортёров металла и металлолома. По оценкам специалистов, на начало декабря 2004 г. около 20-30% так называемых «вагонов в пробках», составили вагоны с ломом и металлопродукцией.
А неразгруженных вагонов к зиме на российских железных дорогах скопилось немеряно. Вот только некоторая статистика: на 1 ноября в дальневосточном порту Ванино ждали отправки на Сахалин 248 вагонов, по отделению Комсомольское Дальневосточной железной дороги - 341 вагон. На 23 ноября на Витебском участке Октябрьской ж/д у станции "Новый порт" (Санкт-Петербург) стояло 10 составов. Пик по части неразгруженных грузов в этом регионе вообще достигал 6000 вагонов.
Лидируют в части «пробок» преимущественно угольные транспортные потоки, однако они успешно блокируют переработку и многих других грузов. Значительные проблемы с наступлением морозов возникли в порту Мурманск. При плане 412 вагонов в сутки в ноябре выгружалось 363. По состоянию на 28 ноября в ожидании приёма портом на Октябрьской ж/д простаивали 1260 вагонов с углем, ещё столько же находилось на соседней, Северной дороге. На 23 ноября на подходах порта Высоцк скопилось 910 вагонов с нефтеналивными грузами и 791 вагон с углем.
Список этот можно продолжать для всей страны. Ситуация с многокилометровыми пробками из железнодорожных вагонов на подъездах к морским портам стала к этой зиме характерной практически для всех транспортных направлений российского экспорта.
Отговорки портовиков и железнодорожников в части «наступления холодов» принять сложно. Словно зима в нашу северную страну, как всегда, приходит неожиданно. Кстати, в начале декабря морозы отступили, и явно потеплело, а вагоны как стояли, так и стоят. Более того – количество необработанных грузов только увеличивается, а далее возможно не только замерзание грузов, но уже и замерзание портов. Словом, несогласованность действий наших отправителей грузов, железнодорожников и портовиков с этой осени только выросла.
Российских металлургов эти проблемы затрагивают напрямую. Металл, уголь, железная руда – одни из основные экспортных товаров страны, и проблема их бесперебойной транспортировки крайне важна. Тем более что доля транспортной составляющей в себестоимости металлопродукции непрерывно растёт. По разным оценкам, она уже составляет от 15 до 20%, и вполне понятно желание металлургов её оптимизировать. Хотя бы за счёт перевалки грузов.
Процесс установления контроля над российскими портами начался у металлургов давно. Ещё в начале 2002 г. «Северстальтранс» купила 60% акций дальневосточного порта Восточный и порт Туапсе, далее «ЕвразХолдинг» - более 60% акций Находкинского порта, НЛМК расширяет контроль над портом Санкт-Петербурга, Стальная группа "Мечел" в этом году приобрела контрольный пакет акций дальневосточного порта Посьет и т.д. Этот процесс, конечно, облегчает бесперебойный экспорт металлопродукции. Однако этого совсем недостаточно.
Проблема не только в металле, но и в других грузах. В начале зимы она в смёрзшихся коксе, угле и рудном сырье, а также в загустевшем мазуте. Нормы выгрузки или слива этих грузов растут в холода вдвое-втрое. А количество их экспортных потоков непрерывно растёт. За 10 месяцев российский экспорт нефти вырос на 14.2%, мазута - на 9.8%. Причём преимущественно – железнодорожным транспортом!
Развитие трубопроводного транспорта в стране (особенно – на Востоке) правительство РФ «затянуло» по срокам до предела. Даже вопрос трассы перспективного нефтепровода (в Китай, в Корею или отвод) уже решается более двух лет! Не хочется даже повторять о связанных с этим проблемах нашей трубной промышленности по проектам производств ТБД.
В этом году на транспортную инфраструктуру страны «неожиданно» навалился вопрос быстрого роста сырьевых перевозок. За 10 месяцев 2004 г. объёмы экспорта из России железорудного сырья выросли на 13.1%, угля и кокса - на 29.3%. Ну а металлолома – более чем на треть! Металлы, кстати, тоже внесли свой вклад в тоннаж растущего нашего экспорта (+2% проката, +18% заготовки, +12% чугуна).
Естественно, что основной путь всех этих грузов – по железной дороге до ворот морского порта. Они-то и стали «узким местом» на дороге металлов и металлургического сырья.
Терминальных мощностей наших портов оказалось явно недостаточно для такого грузопотока. Ведь не секрет, что такое явление, как сознательное завышение возможностей переработки на морских терминалах, имеет место. Проблемы, возникающие с увеличением грузопотока, как всегда, решаются аврально. Хорошо, что решаются, но опять-таки, какой ценой? Сейчас железнодорожники твердят, что отрасль несёт потери от брошенных более 200 поездов на подходе к Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной дорогам. А портовики, в свою очередь, утверждают, что это именно они несут потери из-за увеличившихся железнодорожных тарифов.
И те, и другие правы лишь частично. Если читатели помнят, то пониженные по сравнению с погранпереходами тарифы по направлению к российским морским портам в своё время были приняты для развития не только отечественной промышленности, но и транспортного комплекса страны, в частности, морских портов. В какой-то степени они оправдали себя: началось строительство новых подъездных путей, причалов, ангаров и развитие всей инфраструктуры. Но успеть за темпами грузоперевозок они пока ещё не смогли.
Весной, после реорганизации МинТранса РФ его главой стал Игорь Левитин, ранее работавший в ЗАО "Северстальтранс". Однако ему явно не удалось обуздать привычки подчиненных (?) ведомств. Недавно, 3 декабря ОАО «РЖД» предложило с 1 января 2005 г. увеличение железнодорожного тарифа на 12.5% во внутреннем сообщении, в том числе в адрес российских портов.
В ответ портовики России уже готовят письмо-протест В.Путину. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) решила вечером того же 3 декабря обратиться к президенту и правительству России в связи с предложением ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) об увеличении железнодорожного тарифа в адрес отечественных портов. В этом заседании участвовали председатель совета директоров АСОП Виталий Южилин, генеральный директор ОАО "Новороссийский морской торговый порт", вице-президент АСОП Владимир Ковбасюк, генеральный директор ОАО "Калининградский морской торговый порт" Владимир Калиниченко, генеральный директор ОАО "Мурманский морской торговый порт" Виктор Морозов и другие. По приглашению портовиков в работе совета также приняли участие представители Минтранса России, заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин и директор департамента госполитики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Серик Жусупов. По единому мнению портовиков, изменение тарифа ослабит конкурентоспособность российских портов и нанесёт ущерб их инвестиционной привлекательности.
Согласимся, что инвестиции этому хозяйству более чем нужны. А метод борьбы с пробками от РЖД за счёт очередного роста цен весьма сомнителен. Развитие инфраструктуры портов, включая подъездные пути, – дело дорогое и весьма долгосрочное. Инвестиции здесь окупаются медленно. Хозяева портов с серьёзными ресурсами, например, металлургические комбинаты, вполне на это способны, другие – чаще всего нет. Явно не следует ожидать в этой модернизации и заметной помощи железнодорожников. Но главное, на наш взгляд, это то, что почти не развиваются в стране альтернативные транспортные коридоры, особенно трубопроводные. Государство и его структуры («Транснефть», «РЖД») в этой части едва шевелятся. Копить деньги проще, чем заставить их работать…
Источник: журнал "Металлургический бюллетень" № 23-24
Пробки из железнодорожных вагонов на подъездах к морским портам мешают бесперебойному экспорту металлов и сырья
Покупка материала "", цена: руб.
Принятие условий договора
Ввод реквизитов
Получение счёта
Российская Федерация, г. Москва Дата опубликования: 23 октября 2013 г. Дата вступления в силу: 23 октября 2013 г.
ДОГОВОР-ОФЕРТА
на оказание информационных услуг
Юридическое или физическое лицо, желающее заключить настоящий договор на указанных в нем условиях, именуемое в дальнейшем «Заказчик», действующее от своего имени, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Ставского Анатолия Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор (далее также – Договор) о нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1 Настоящий Договор заключается со стороны Заказчика путём полного и безоговорочного (п. 1. ст. 438 ГК РФ) принятия условий Договора и всех Приложений к нему (п. 1. ст. 433, п. 3 ст. 438 ГК РФ), являющихся неотъемлемой частью Договора; таким образом, заключением Договора является факт оплаты Услуг.
1.2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание информационных услуг по теме «».
2. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
2.1 Стоимость информационной услуги определяются текущим Прайс-листом, размещенном на странице заказа услуги. НДС не применяется в соответствии с п.2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В случае возникновения у Исполнителя обязанности по уплате НДC, он уплачивает его за счет собственных средств.
2.2 Исполнитель выставляет Заказчику счет за информационную услугу «». Оплата счета предусмотрена в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его выставления.
3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ УСЛУГИ
3.1 Информационные услуги предоставляются Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней после подтверждения факта оплаты услуги. Результаты работы направляются Заказчику по электронной почте, адрес которой указывается Заказчиком на странице заказа работы или на электронном носителе (по согласованию сторон). В случае представления результатов работы на электронном носителе, расходы, связанные с выбранным способом передачи работы, оплачивает Заказчик.
3.2 В случае необходимости, по согласованию Сторон, выполнение услуг подтверждается Актами оказания услуг, которые направляются Заказчику одновременно с результатами работ (в отсканированном виде и оригинале по почте), составленными в двух экземплярах(по одному для каждой из сторон). Срок подписания(приемки услуг) акта Заказчиком - 15 (пятнадцать) рабочих дней. При неполучении Исполнителем до указанной даты (включительно) ни подписанного Заказчиком акта, на аргументированного отказа от принятия оказанных услуг, услуги, указанные в акте, считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком в полном объеме. В случае поступления мотивированного отказа Заказчика Сторонами составляется акт с перечнем необходимых исправлений и сроками устранения недостатков.
4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
4.1 Споры, возникающие вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору, разрешаются путем переговоров, а в случае невозможности прийти к согласию, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения ответчика в соответствии с законодательством РФ.
5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
5.1 Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств вызвано наступлением обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не подлежащих разумному контролю.
5.2 Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства в силу наступления обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно письменно информирует другую Сторону о начале и прекращении указанных обязательств, но в любом случае не позднее 3 (трех) рабочих дней после начала их действия.
5.3 Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права на освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору по причине указанных обстоятельств, если только сами такие обстоятельства не препятствовали уведомлению другой Стороны. Факт наступления и прекращения обстоятельств непреодолимой силы документально подтверждается соответствующими организациями.
5.4 Если указанные обстоятельства продолжаются более 2 (двух) месяцев, каждая Сторона имеет право на досрочное расторжение Договора. При этом Заказчик оплачивает фактически выполненные Исполнителем работы.
6. УСЛОВИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
6.1 Каждая из Сторон обязана обеспечить защиту конфиденциальной информации, ставшей доступной ей в рамках настоящего Договора, от несанкционированного использования, распространения или публикации.
6.2 Каждая из Сторон обязана принять и обеспечить все необходимые меры для защиты конфиденциальности информации, включая соблюдение правового режима сотрудниками Сторон, имеющими к ней доступ, исключить доступ к информации неуполномоченных Сторонами лиц, а также не допускать несанкционированного раскрытия конфиденциальной информации в любой возможной форме.
6.3 В случае разглашения конфиденциальной информации Сторона обязуется незамедлительно сообщить другой Стороне об этом факте, либо о факте угрозы разглашения, незаконного получения, использования конфиденциальной информации третьими лицами.
6.4 Указанные обстоятельства сохраняются в течение срока действия Договора и в течение 3 (трех) лет с момента окончания срока действия Договора или расторжения Договора, а также в случае утраты правоспособности или изменения юридического статуса любой из Сторон.
6.5 Любой ущерб, вызванный нарушением условий конфиденциальности, определяется и возмещается в соответствии с действующим законодательством РФ.
6.6 Все авторские и смежные права на передаваемый Исполнителем Заказчику материалы в рамках оказания информационной услуги по настоящему договору принадлежат Обществу с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Информационно-аналитический центр «Минерал»).
Создание копий материала или его частей и (или) их передача третьим лицам могут осуществляться только на основании письменного разрешения правообладателя. За незаконное использование материала или его частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
Настоящим разрешается при приобретении цифровой версии материала самостоятельная печать одного его экземпляра на бумаге для совместного использования с цифровой версией без права передачи третьим лицам.
Внимание! Технология подготовки данного материала позволяет при необходимости надёжно идентифицировать источник появления незаконно созданных копий.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
7.1 Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору.
8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Центр «Минерал»)
Адрес: 119571, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 158, офис 0227
Подпись:__________________________ Дата: "__"__________ 2024 г.
Копия счёта отправлена по электронной почте. Номер счёта:, номер заказа:
Материал будет направлен по электронной почтепо указанному адресу после оплаты счёта
По всем вопросам можно обращаться по адресу: info@mineral.ru