Юрий Радченко, генеральный директор Дукатской горно-геологической компании - одного из немногих предприятий геологической отрасли, успешно работающего на территории Магаданской области, в интервью, данном корреспонденту газеты "Магаданская правда", рассказал: «Изначально в основе нынешнего нашего предприятия стояла Дукатская геологоразведочная экспедиция. С неё, собственно, всё и начиналось. Это было государственное предприятие, как и все геологические, подобные ему. Потом экспедиции были переименованы в государственные горно-геологические предприятия, которые имели право параллельно с геологоразведкой осуществлять попутную добычу полезных ископаемых. Это в какой-то степени позволяло им держаться на плаву. Годы-то для геологии, вы помните, были очень непростые. Мы, например, выживали, ведя попутную добычу драгметалла на месторождении Джульетта и на ряде других, более мелких объектов. Ну а после завершения процесса акционирования мы уже приобрели статус АООТ "Дукатгеология"».
«Тогда очень остро стояла задача привлечения инвестиций для завершения геологоразведочных работ и строительства горнорудного комплекса на месторождении Джульетта. Нужен был инвестор, и таковой нашёлся. Собственно, мы с ним до сих пор так и работаем - это английская компания "Айриан ресурс Ltd", правда, сейчас она принадлежит канадской компании "Beta Gold.Corp". Уже потом были проведены структурные преобразования, и из Дукатгеологии выделилась Дукатская горно-геологическая компания, которая сегодня проводит буровые работы на Джульетте. В небольшом объёме мы занимаемся добычей драгметалла. Но главная наша функция - это, конечно же, геологоразведка. То есть профиль свой предприятие сохранило».
«Сегодня компания выполняет довольно большой объём буровых работ: в этом году объём коронкового бурения составил более 50 тысяч погонных метров. На предприятие начало поступать и современное оборудование. В частности, буровые станки компании "Борт Лангер", известной во всём мире и, если можно так выразиться, являющейся законодателем "моды" в сфере производства буровой техники».
«Компания за кредитные средства, полученные от администрации области, купила также буровой станок "Кристенсен-1000". Достаточно мощный, чтобы быстро оценивать и вовлекать в отработку месторождения полезных ископаемых. Приобрести такой станок мы хотели давно, но смогли сделать это только в нынешнем году. Были определённые проблемы с его доставкой: сначала долго ждали сам станок, затем буровой снаряд. Но все эти неурядицы, к счастью, остались позади. Сегодня работа "Кристенсена-1000" уже опробована на Галимовском угольном месторождении по договору с Колымской угольной компанией, а сам станок запущен в постоянную эксплуатацию».
«Имея подобное оборудование, мы можем участвовать в программе по геологическому изучению объектов недропользования на всей территории Магаданской области. Для чего, собственно, этот буровой станок и приобретался. Мы ожидаем от его эксплуатации очень высокого положительного эффекта в плане оценки объектов».
«Для сравнения: у Дукатской геологоразведочной экспедиции всегда были серьезные программы бурения. Предприятие имело 14-15 буровых станков. И они выполняли такой объём работ, который мы можем сегодня выполнять используя всего 4 станка, из которых два - импортные. Всё-таки высокопроизводительное оборудование ни с каким другим не сравнится».
«Большую помощь в приобретении кредита нам оказал губернатор Николай Николаевич Дудов. В этом деле он сыграл ключевую роль. Часть кредита мы уже вернули. Оставшуюся возвратим в конце нынешнего или начале следующего года, после получения средств за выполненные геологоразведочные работы».
Отвечая на вопрос корреспондента о месторождении Джульетта, Ю.Радченко сказал: «Джульетта - один из последних серьёзных объектов, открытых геологами Дукатской ГРЭ в 1989 г. в процессе съёмки 50-тысячного масштаба. В первый год работы там проводились за счёт государственных средств. Затем за счёт денег, которые поступали от попутной добычи драгметалла. А завершить геологоразведку мы смогли, уже используя финансовые ресурсы компании-инвестора. Технология обогащения малозатратная. Добыча ведётся подземным способом с использованием самосвалов на пневмоходу, порододоставочных и буровых машин, другой современной техники. Содержание металла в руде достаточно высокое и составляет в среднем 26-28 граммов на тонну. Я думаю, что сегодня Джульетта - одно из лучших золотодобывающих предприятий в России. Когда мы туда приезжаем, приятно осознавать, что мы стояли у истоков открытия и разработки месторождения, смогли привлечь туда инвесторов, создать конкурентоспособное предприятие, которое вносит существенный вклад в экономику Магаданской области».
«Мы ведём геологоразведку практически на всей территории Магаданской области. В Омсукчанском районе это, конечно же, в основном Джульетта. Работы там проводятся по договору с Омсукчанской горно-геологической компанией, которую мы в своё время создали и являемся одним из её учредителей. Сегодня там задействованы три буровых станка. В Сусуманском районе компания ведёт разведку рудопроявления Табога. Средств на него не всегда хватало, поэтому сегодня нам удалось привлечь инвестора, и со следующего года буровые работы на Табоге начнутся уже совершенно на другом качественном уровне. В Ольском районе геологоразведочные работы ведутся на Накхатанджинской перспективной площади, а также на рудопроявлении Улахан. Определённый интерес к Накхатанджинской площади проявляет сегодня китайская горнодобывающая корпорация со штаб-квартирой в Харбине. После Нового года планируем встретиться с её представителями и рассмотреть программу дальнейшего изучения этой площади».
«В 2005 г. хотелось бы поработать и в Среднеканском районе. Но тут есть определенные проблемы, связанные с получением лицензии на геологическое изучение некоторых объектов этой территории. Большой объём работ выполняем по договорам подряда. Например, на Агатовском рудном поле, где продолжение геологоразведки, на наш взгляд, может дать хорошие результаты. Во всяком случае, ежегодно на этом объекте идет прирост запасов, что позволяет из года в год продлевать жизнь горнодобывающего предприятия».
«Должен отметить, что Магаданская область - одна из немногих территорий, которая сегодня реально производит металл и которая имеет огромный потенциал по выявлению новых золоторудных объектов. В том числе нетрадиционных большеобъёмных, карлин-типа, или, как их ещё называют, "черных дымов". Их изучение и разведка в ближайшее время станет одной из главных задач магаданских геологов. К сожалению, мы плохо знаем эти объекты. До сих пор геологи занимались в основном месторождениями, связанными с вулканическими постройками. Но всё познается в процессе работ. Сегодня мы уже нарабатываем опыт, изучаем методику оценки подобных объектов как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья».
Отвечая на вопрос о будущем геологии области, Ю.Радченко сказал: «На мой взгляд, сегодня перспективными являются два направления. Во-первых, традиционно нужно заниматься как поисками, так и разведкой новых золоторудных объектов на территории. Тем более учитывая высокую цену на золото. И быстро вовлекать их в освоение. А во-вторых, активно решать вопрос с углеводородным сырьём. Я имею в виду объекты не шельфовой зоны, о которой сегодня так много говорят. Разработка шельфа, как правило, экономике региона ничего не приносит. Всё проходит мимо субъекта. В выигрыше остаются лишь компании-владельцы и федеральный бюджет, а местный бюджет фактически ничего не получает. Субъект зачастую не имеет даже возможности использовать это сырьё для своих собственных нужд. Для нас гораздо важнее начать параметрическое бурение для прогнозирования и выявления объектов углеводородного сырья именно на материковой части области».
«Что касается буроугольных месторождений Панковское и Мелководнинское, о комплексном использовании которых так много сегодня спорят, я думаю, что тут просто должен быть какой-то если не бизнес-план, то хотя бы технический проект, ТЭО освоения этих объектов с обозначением дальнейших путей использования углей. Если, например, этот бурый уголь планируется применять в ЖКХ области, то, может быть, возникнет необходимость переоборудовать под него котельные хозяйства. Если отправлять его на внешний рынок, нужно решать вопросы брикетирования этого угля, строить производство. Без серьёзного экономического анализа, основываясь только на каких-то предварительных данных, осуществить проект невозможно. Да, есть большие запасы, большие возможности для использования. Но это одно. А когда начинаешь считать, сколько стоит тонна угля, а сколько киловатт, то объекты смотрятся уже совершенно по-другому. Всё зависит от экономической целесообразности. Есть она - надо осваивать объект, нет - значит, необходимо ждать момента, когда изменится цена».
«Помните, несколько лет назад цена на золото была чуть больше 270 долларов за тройскую унцию. Ведь практически тогда весь рынок золота замер. Огромное количество компаний было разорено. Особенно на Западе. Нас это в меньшей степени коснулось. Отечественные предприятия просто после перестройки медленно умирали. А там они очень быстро были ликвидированы, так как при такой стоимости золота не имело смысла работать. Сейчас, когда цена на драгметалл выросла, многие компании, даже те, которые никогда золотом не занимались, стали активно внедряться в этот рынок. Пример - "Норильский никель". Ранее они добывали платину, медь, никель. А сегодня в собственности у компании уже большое число крупных золоторудных объектов. И в планах у них освоение новых месторождений золота».
«В последнее время правительство повернулось наконец-то лицом к геологической отрасли. На геологоразведку планируется выделить большие средства. Мы всегда надеялись, что здравый смысл в итоге победит. Из доклада Христенко ясно видно, что в России разведанных запасов нефти и газа не так уж и много. Не говоря уже о твёрдых полезных ископаемых. Но хотим мы или не хотим, Россия - страна во многом сырьевая. Так уж получилось, что у нас огромные пространства и огромные запасы полезных ископаемых. Почему бы их не использовать? Другое дело, эксплуатировать надо рационально. И по определённым раз и навсегда правилам игры. Законодательная и исполнительная власть должны в первую очередь создать комфортные условия для работы предприятий. В частности, необходим дифференцированный подход к компаниям, ведущим геологразведку и добычу полезных ископаемых в разных регионах. Ведь затраты у предприятий в Магаданской области по сравнению с таковыми, например, в Южной Сибири гораздо выше. А цена на золото одна и та же. Поэтому, наверное, должна быть какая-то прогрессивная шкала налогов, которая позволила бы делать один и тот же металл конкурентоспособным на всей территории Российской Федерации. Определённые шаги в этом направлении сейчас делаются, и мы надеемся, что правительство не отступит от взятого курса.