Вернуться ко всем новостям

Выступление министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева в рамках "правительственного часа" Госдумы РФ

22.02.2005
11 февраля 2005 г. в рамках "правительственного часа" Государственной Думы РФ министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев выступил с докладом о принимаемых мерах по воспроизводству, сохранению, рациональному использованию природных ресурсов и развитию минерально-сырьевой базы в Российской Федерации.

- По результатам административной реформы управлением природными ресурсами в России занимаются пять федеральных ведомств. Не буду подробно останавливаться на функциях подведомственных министерству агентств и службы. Об этом подробнее расскажут мои коллеги - руководители этих органов. Скажу только, что Министерство природных ресурсов РФ вырабатывает законодательную политику в сфере недропользования, а также координирует и контролирует деятельность подведомственных агентств и службы. Думаю, все присутствующие хорошо знают о том, какими богатыми природными ресурсами обладает Российская Федерация.

Хочу напомнить, что наша страна является ведущим производителем продукции минерально-сырьевого комплекса. Объем его реализации более $150 млрд. Мы занимаем первое место в мире и по запасам леса - территория лесных ресурсов России превышает 1.2 млрд га, что в два раза больше, чем в Бразилии, в три - чем в Канаде. Также Российская Федерация располагает самыми обширными запасами пресных вод - у нас сосредоточено более 20% мирового объема. По этому показателю мы также лидируем на планете.

От развития природоресурсного сектора, от того, насколько эффективно мы добываем полезные ископаемые, насколько правильно распоряжаемся лесными и водными богатствами, во многом зависит благополучие всех россиян.

Часто утверждается, что рост добычи полезных ископаемых тормозит развитие современных отраслей промышленности, делает нашу страну зависимой от экспорта сырья. Думаю, как раз наоборот. Средства, полученные в добывающем секторе, могут и должны направляться на инвестиции в наукоемкие технологии и в строительство перерабатывающих мощностей. Поэтому рост производства в этом секторе напрямую сказывается на модернизации всей российской экономики.

Позвольте остановиться на отдельных блоках нашей деятельности. Итак, о недрах.

В недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. На территории Российской Федерации обнаружены залежи практически всех известных человечеству видов полезных ископаемых.

Россия является крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса. 70% российского экспорта приходится на минерально-сырьевой комплекс. В структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное приходится на твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.

Добыча сырья тянет за собой как локомотив еще и десятки смежных отраслей промышленности, например горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч россиян. Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации.

В то же время мы накопили много острых и серьезных проблем в этой отрасли, которые требуют оперативного решения. Эти проблемы можно разделить на три основных блока.

Первая - неполное восполнение добычи полезных ископаемых уровнем прироста запасов на новых месторождениях.

Более чем десятилетний простой в геологоразведке, многократное падение темпов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы не могли не сказаться на состоянии недропользования.
В результате мы пришли к тому, что добываем полезных ископаемых гораздо больше, чем находим новых запасов. Практически полностью исчерпан поисковый задел - т. е. те участки, которые подготовлены для дальнейшего геологического освоения.

Большинство крупных месторождений находятся на стадии падающей добычи. Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале. Выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе - 70-80%, в регионах Урало-Поволжья 50-70%, в Западной Сибири - свыше 45%.

Практически полностью в последние годы были свернуты программы по изучению Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.

Вторая проблема - ослабление государственного контроля за рациональным использованием недр.

На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 13 тыс. лицензий на право пользования недрами. К сожалению, мониторинг выполнения лицензионных соглашений не проводился на протяжении всех последних лет. Так и не были разработаны единые требования к лицензионным соглашениям - в некоторых, особенно в тех, которые выдавались в период с 1991 по 1995 гг., государство не указывало никаких существенных условий. Соответственно никаких основанных на законе требований к недропользователю предъявлять нельзя.

При этом были полностью оставлены без внимания такие вопросы, как консервация скважин, брошенные нефте- и газопроводы. По сути дела, было утрачено само понятие ответственности недропользователя за рациональное природопользование.

Причиной многих проблем во многом стала устаревшая и размытая законодательная база.

Действующая редакция Закона "О недрах" была принята более 10 лет назад. Закон, безусловно, способствовал развитию недропользования на тот момент. Однако сейчас ясно, что законодательство устарело.

В частности, в законе плохо прописаны нормы, стимулирующие вложение частных инвестиций в геологическое изучение недр. Сам же механизм выдачи лицензий на право пользования недрами субъективен. В законодательстве нет четких и прозрачных требований к недропользователям по рациональному использования недр. В то же время у государства нет эффективных и работающих механизмов для устранения нарушений или для изъятия лицензий.

По сути дела, сегодняшнее законодательство, с одной стороны, является ненадежным и непрозрачным для бизнеса и с другой - неэффективным для государства.

Как мы решали эти проблемы и какие меры собираемся принять в ближайшее время?

Начнем с воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В 2004 г. Министерством природных ресурсов Российской Федерации была разработана и принята на заседании Правительства "Долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на период 2005-2020 годов".

В рамках программы, разработанной ведущими научными институтами МПР России, мы рассчитали соотношение добычи и воспроизводства минерально-сырьевой базы по 37 основным видам полезных ископаемых на период до 2020 г. Соответственно цель всех мероприятий - сохранение объема запасов при их увеличивающейся добыче на уровне 2003 г., а также выход по большинству видов полезных ископаемых к 2020 г. на уровень полного воспроизводства, а по ряду видов минерального сырья - на существенный прирост.

Для реализации этой перспективной программы в срок до 2020 г. необходимо поэтапное и постепенное увеличение тех средств, которые государство тратит на восстановление минерально-сырьевой базы.

Уже в 2005 г. в бюджете России предусмотрено некоторое увеличение финансирования работ по воспроизводству МСБ и доведение его уровня до 7.7 млрд руб. В рамках программы к 2020 г. госвложения будут увеличены до 21 млрд руб.

При этом, по нашим оценкам, эффективность вложения бюджетных средств составит 10 привлеченных инвестиционных рублей на 1 потраченный государством на геологоразведку рубль.

Таким образом, всего за 15 лет действия программы в изучение недр будет вложено почти 2.5 трлн руб., из которых собственно бюджетных средств - 255 млрд руб., все остальное составят вложения недропользователей в воспроизводство минерально-сырьевой базы.

При этом более половины государственных средств, предусмотренных в долгосрочной программе, будет направлено на работы первого этапа - поисковые и поисково-разведочные, еще 38% - на опережающие прогнозные работы. Кроме того, не менее 40 млрд руб. будет вложено собственно в оценку и разведку.

Пятая часть средств будет направлена на разведку шельфа. В освоение Восточной Сибири будет вложено 34% средств, в Западную Сибирь - 18%.

Какие результаты мы надеемся получить?

В случае если разработанная МПР России программа будет финансироваться в полном объеме, к 2020 г. мы сможем достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия вкладывала в работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в начале 80-х гг.

Главный результат реализации программы - воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее компенсацию погашения запасов их приростов в соответствии с потребностями развития добывающих мощностей и базовых отраслей экономики - топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности до 2020 г., выявление новых минерально-сырьевых баз, в том числе и для создания минерально-сырьевого фонда будущих поколений граждан Российской Федерации.

Теперь о мерах по усилению государственного надзора за рациональным недропользованием.

Как я уже говорил, всего в нашей стране выдано чуть более 13 тыс. лицензий на право пользования недрами - разведку и добычу полезных ископаемых.

В июне 2004 г. начата работа Комиссии МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по анализу выполнения лицензионных соглашений. Первый этап этой работы - проверка месторождений, где грубо нарушен срок ввода полезных ископаемых в эксплуатацию. Рассмотрено более 110 лицензий. Из них более 50 отозваны. По всем остальным выявленным случаям выданы предписания об устранении нарушений.

В результате этой работы мы вновь вовлекли в оборот месторождения с общими запасами и ресурсами нефти, превышающими 300 млн т, месторождения угля с запасами 40 млн т, месторождения золота - 117 т, месторождения алмазов с запасами 300 тыс.карат, месторождения изумрудов с запасами более 60 т.

Наши проверки подтолкнули ряд крупных недропользователей к добровольному и заблаговременному внесению изменений в действующие лицензионные соглашения. В результате конкретизируются и уточняются сроки ввода месторождений в эксплуатацию, прописываются объемы обязательных геологоразведочных работ. Также разрабатывается и внедряется система автоматизированного контроля и мониторинга выполнения условий недропользования. Данная работа будет продолжена.

Отдельно остановлюсь на изменении законодательства о недрах.

Самые серьезные изменения в этой сфере мы связываем с принятием новой редакции закона "О недрах". Сейчас МПР Росси завершает работу над законопроектом и в марте, после получения всех согласований, он будет рассмотрен на заседании Правительства, после чего он будет внесен на ваше рассмотрение. Добавлю, что проект закона в целом заслужил одобрение на проведенных в Государственной Думе "парламентских слушаниях", одобрен Торгово-промышленной палатой, Высшим горным советом.

Главная цель законопроекта - наведение порядка во взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере недропользования. Новый закон делает весь механизм недропользования более прозрачным и понятным для бизнеса.

В проекте федерального закона "О недрах" внедрены принципы стимулирования вложений в геологоразведку. В частности, четко определяется, что пользователь недр, открывший месторождение полезных ископаемых в результате геологического изучения, получает автоматическое право на его разработку.

В проекте федерального закона "О недрах" устанавливаются нормы по обороту права пользования недрами, что позволит компаниям получать дополнительные финансовые средства под залог права пользования недрами.

В предлагаемом нами законе установлены однозначно толкуемые санкции за те или иные нарушения законодательства о недрах, что минимизирует коррупционность и позволяет пользователю недр чувствовать себя защищенным от принятия субъективного решения должностным лицом.

Надеюсь на вашу поддержку при рассмотрении законопроекта, который после внесения в Государственную Думу будет более подробно представлен вашему вниманию.

Но еще в ходе разработки новой редакции закона "О недрах", мы смогли изменить часть действующей нормативной базы.

Во-первых, еще в начале 2004 г. Министерство природных ресурсов РФ и Федеральное агентство недропользования приняли решение отказаться от такой формы распределения прав на пользование недрами как конкурсы. Мы исходим из того, что конкурс - это ситуация, когда решение принимает чиновник. Аукцион же - это соревнование по прозрачным правилам, которые четко прописываются в условиях проведения торгов.

Еще в августе 2004 г. был принят ряд поправок к действующей редакции Закона "О недрах".

В результате мы смогли возобновить простаивавшую в течение трех лет работу по проведению аукционов на право пользование недрами. В ноябре 2004 г. был впервые опубликован полный перечень участков недр, по которым в период с 2004 по 2005 гг. будут проведены лицензионные аукционы.

Только за второе полугодие 2004 г. проведено 140 торгов на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых. В результате бюджет получил свыше 7 млрд руб. Объем доходов по сравнению с 2003 г. увеличился в шесть раз. При чем не столько за счет большего количества выставленных на аукцион месторождений, сколько за счет повышения стоимости 1 т запасов в ходе аукционов (в отдельных случаях превышение от начальной цены составляло 20-30 раз).

Печатается в сокращении