Вернуться ко всем новостям

Дефицит титанового лома на рынках США ощущают и продуценты ферротитана, и авиакосмическая промышленность

30.03.2005
Cообщения с американского титанового рынка свидетельствуют, с одной стороны, о дальнейшем восстановлении рынка титана; но позитивная динамика для производителей титана означает ещё более сложное положение для пользователей титанового лома. 16 марта так называемая рейтинговая служба известнейшего агентства Standards & Poor’s (S & P) повысила оценку корпоративного доверия ведущего американского производителя титановой продукции Titanium Metals Corp (Timet) с В до В+, а оценку предпочтительности ценных бумаг этой компании - с ССС до ССС+, при этом перспективы Timet’a оцениваются как стабильные.

S & P оптимистично заявила, что гражданское авиастроение выглядит “полностью восстановившимся от последствий террористических атак 11 сентября”: прогноз поставок гражданских самолётов всех типов на 2005 год находится в диапазоне 670-680 самолётов против 605 самолётов в 2004 г. Несмотря на то, что загрузку производственных мощностей в среднем по отрасли нельзя назвать очень высокой, всё же отмечен её существенный рост - с 56% в 2003 г. до 72% в 2004 г. Ожидается, что этот тренд сохранится и в 2005 г.

В то же время спрос со стороны металлургической отрасли США на 70%-ный ферротитан силён, как никогда, как ответственно заявили два американских производителя. Производителям [ферротитана] приходится просто обшаривать рынок по всей стране в поисках достаточных для производства ферротитана объёмов титановго лома, но с каждым циклом поисков они находят всё меньшее количество лома, совершенно недостаточное при их потребностях.

Образно говоря, семена нехватки титанового лома были посеяны примерно три года назад, когда начал расти спрос со сторны восстанавливающейся стальной индустрии в момент, когда в производственном секторе авиакосмической промышленности, являющейся обычно ведущим поставщиком титанового лома, был провал в самом полном смысле этого слова. В течение последних восемнадцати месяцев в этой отрасли наблюдается восстановление, и производители титановой продукции, такие как Timet и RTI, потребляют теперь тот титановый лом, который в другое время они были бы счастливы продать. Как и следовало ожидать, такая ситуация со всей очевидностью приводит к существенному росту цен на титановый лом - по данным американского издания Platts Metals Week на начало прошлой недели, цены на титановую стружку на рынке США выросли с 6.20-6.70 дол. за фунт до 7.25-7.75 дол. за фунт.

При этом наблюдается непрерывный рост цен на ферртитан. По оценкам Platts Metals Week, на тот же момент цены на ферротитан 70% в США достигли 16-17 дол. за фунт, а на европейском рынке - 31-34 дол. за кг [титана]. По убеждению обоих упоминавшихся американских производителей ферротитана, на рост цен на этот материал сильнее всех остальных факторов влияют растущие цены на титановый лом.

Оздоровление авикосмической отрасли привело к увеличению количества собираемого лома, но соответственно вырос и спрос на титаносодержащий материал. Кроме того, новая часть объёмов лома “вымывается” с рынка благодаря улучшению технологии плавки лома, что делает экономически более привлекательной для производителей титана переработку титанового лома - т.е. раньше лом определённого качества пошёл бы в производство ферротитана, а теперь он может использоваться в конструкциях самолёта и даже в особо ответственных вращающихся частях.

Комментируя рост рейтинга Timet’a, S & P отмечает, что эта компания также получает прибыль и за счёт увеличения применения титана в оборонной и военной отраслях, энергетике, производстве потребительских товаров и автомобилестроении. Один из производителей титановой продукции также подтвердил ощутимый рост применения титана в других, не связанных с авиацией и космосом отраслях.

В результате напряжённой конкуренции складывается ситуация аукциона - побеждает тот, кто может позволить себе платить больше за титановый лом. По словам одного из производителей ферротитана, линия раздела колеблется, что называется, туда-сюда, но в текущей ситуации похоже, что производители ферротитана могут платить больше, чем производители титановой продукции (полуфабрикатов и более законченной), однако в любой момент всё может легко измениться.

О конкретных закупках на рынке титанового лома США сообщается, что US DLA продала 1.5 млн фунтов титановой губки из оборонных запасов на сумму 15 млн дол. компаниям Cronimet из Германии, а также американским Reading Alloys и Galt Alloys. Материал так называемого С-сорта (с пониженным содержанием соды) был произведен в период с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Кроме того, сообщается о высокой цене запросов компании RTI на второй квартал в отношении титанового лома с заводов компании Boieng в Уичита, штат Канзас - до 9.50 дол. за фунт для 7000 фунтов смешанного твердого лома и 7.65 дол. за фунт для 180000 фунтов лома после сверления, и компании International Metal Trading - до 11.051 дол. за фунт за 8000 фунтов сварного лома.

S & P отмечает, что титановый бизнес Timet’a, по своей природе очень циклический и капиталоёмкий, очень сильно зависит от спроса в гражданском авиастроении и от растущих энергетических и сырьевых издержек. Кроме того, указывается, что в 2007 г. истекает контракт на поставки лома Timet’a с авиационным гигантом Boeing на сумму 28.5 млн дол. на условиях take-or-pay (бери товар либо плати неустойку). По оценке S & P, не ожидается его повторного заключения на текущих условиях, что может привести к очень серьёзным финансовым проблемам у Timet’a при следующем экономическом спаде.
Яндекс.Метрика