Вернуться ко всем новостям

Угольщики и железнодорожники Кузбасса совместно решают транспортные проблемы региона

15.09.2005
В 2006-2010 гг. промышленные предприятия Кузбасса намерены вложить в транспортную инфраструктуру региона около 8 млрд руб. Эти средства будут инвестированы в рамках реализации "Программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта" в Кузбассе. Планируется, что уже в начале ноября документ будет подписан губернатором Кемеровской области А.Тулеевым и президентом ОАО "РЖД" В.Якуниным.

Новое соглашение является логическим продолжением программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002-2005 гг., которая стала уникальным для страны в целом опытом взаимодействия частного и государственного капитала, объединившихся для развития одного из самых перспективных регионов России. С начала действия программы в её осуществление было инвестировано 9697 млн руб., из них Западно-Сибирской железной дорогой – 6454 млн, промышленными предприятиями – 3243 млн руб.

За прошедшие годы удалось достичь значимых результатов: было обновлено верхнее строение путей основных направлений дороги и Кузбасского отделения, удлинены пути на станциях для пропуска длинносоставных поездов, усилены существующие и введены новые мощности по подготовке вагонов под погрузку, построены и электрифицированы примыкающие линии, развиты существующие и введены в эксалуатацию новые углесборочные станции. Усиление подходов к наиболее перспективным угольным месторождениям: Уропско-Караканскому и Ерунаковскому - способствовали активному развитию района. Введение железнодорожного выхода с Уропско-Караканского месторождения на станцию Мереть с путепроводной развязкой вдвое увеличило перерабатывающую способность станции.

Восстановление двухпутного движения по Среднесибирскому ходу позволило обеспечить пропуск шестидесяти пар грузовых поездов в сутки; возросли скорости движения: до 100 км/ч пассажирских, до 80 км/ч грузовых поездов. Для увеличения пропускной способности участков и обеспечения безопасного пропуска составов повышенного веса удлинены пути на десяти станциях. На станции Входная введен в эксплуатацию механизированный терминал для подготовки полувагонов под погрузку производительностью 720 вагонов в сутки. Это позволило повысить качество ремонта полувагонов и улучшить обеспечение Кузбасса исправным подвижным составом для вывоза угля, в первую очередь на экспорт.

Значительные работы были проведены и угольщиками Кузбасса. На перегонах и станциях внутреннего железнодорожного транспорта ПТУ и промышленных предприятий (ЗАО "Черниговец", ОАО "Томусинское ПТУ", "Бачатский угольный разрез" и др.) отремонтировано около 50 км пути. На Талдинском, Бачатском, Майском, Таёжном угольных разрезах введены в эксплуатацию погрузочные комплексы. На Бачатском, Моховском, Красногорском внедрена технология бункерной погрузки. Установлено 39 комплектов вагонных весов, дополнительные маневровые лебедки, проведена реконструкция пунктов подготовки вагонов на подъездных путях.

Таким образом, развитие инфраструктуры и совершенствование технологии работы магистрального и промышленного транспорта, выполненные в 2002-2004 гг., позволили снять возникший к 2002 г. дефицит пропускной и перерабатывающей способности участков железной дороги, станций Терентьевская, Ерунаково, Мереть, примыкающих к ним подъездных путей промышленных предприятий и обеспечить вывоз предъявляемого к перевозкам угля с шахт и разрезов Ерунаковского и Уропско-Караканского месторождений.

Работа над новой программой находится на стадии завершения. Нужно отметить, что в реализации мероприятий в рамках программы примут участие большее количество предприятий: если в первой было задействовано 16 компаний, то во второй - уже 26.

Предварительные данные позволяют прогнозировать, что сумма инвестиций промышленных предприятий в транспортную инфраструктуру Кузбасса составит около 8 млрд руб., вложения ОАО "РЖД" будут значительно больше. Стратегическая задача дороги – создать условия для вывоза продукции из Южного Кузбаса; именно этот регион сейчас развивается наиболее активно. Идёт освоение Уропско-Караканского месторождения, Новокузнецкого, Междуреченского районов, где сосредоточены большие залежи качественных углей.

В январе 2005 г. Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги вышло на рекордный показатель в 7500 вагонов в сутки, но в настоящее время в связи со спадом предъявления к перевозке угля показатели погрузка снизилась до 7000 вагонов. И если в прошлом году из Кузбасса было вывезено 173 млн тонн угля, то в нынешнем этот показатель не превысит 160 млн, несмотря на то, что ещё в начале года угольщики заявляли о намерении дать около 180 млн т.

На ЗапСибе о сложившейся ситуации говорят как о временном явлении, которое не окажет влияния на планы по развитию инфраструктуры. Угледобывающие компании заявляют о наращивании объёмов добычи и выражают активную заинтересованность и развитии железнодорожного транспорта.