Регионы России могут получить в управление мелкие месторождения углеводородов и металлов, если поправка, предложенная 5 сентября на заседании рабочей группы Госдумы по проекту закона «О недрах», будет принята. Об этом RBC daily сообщил заместитель руководителя пресс-службы Министерства природных ресурсов РФ Николай Гудков.
Как считают эксперты, в этом предложении есть рациональное зерно: в России насчитывается примерно 35 тысяч мелких месторождений, уследить за которыми ни один федеральный орган самостоятельно просто не в состоянии.
Согласно законопроекту «О недрах», первое чтение которого запланировано на 11 ноября, в управлении региональных властей должны остаться месторождения недорогих ископаемых – песка, мела, торфа, гравия, природного камня. Залежи нефти, газа, цветных и драгоценных металлов отходят целиком под управление федерального центра.
Однако по мнению членов рабочей группы по проекту закона «О недрах», регионам следует также передать в управление небольшие месторождения углеводородов и металлов, запасы которых не превышают предельно допустимых размеров. Это могут быть залежи нефти (до 5 млн т), природного газа (до 250 млрд куб. м) каменного угля (10 млн т), железных руд (до 100 млн т), меди (до 100 тыс.т), коренного золота (до 10 т), серебра (до 1000 т), а также алмазов (до 1 млн карат).
По мнению консультанта комитета по природным ресурсам и недропользованию Госдумы РФ, члена рабочей группы по проекту закона «О недрах» Бориса Хакимова, внесение поправок в этот законопроект, касающихся передачи в управление регионам небольших месторождений, может пойти на пользу как регионам, так и федеральному центру. «Дело в том, что практически в любом регионе нашей страны разрабатывается огромное количество месторождений. К примеру, в Якутии их 2 тысячи, – пояснил он RBC daily. – При этом 10% всех месторождений, находящихся на территории России, дают 90% и больше налоговых поступлений в бюджет, а остальные 90% приносят государству сущие копейки». Как считает эксперт, «в сущности, они федерации совершенно не нужны».
По мнению Б.Хакимова, если в настоящее время в России в разработке находится 35 тысяч мелких месторождений, и на выработку полезных ископаемых из каждого из них требуется в среднем 10 летЮ, «федеральный центр будет обречен ежегодно пересматривать документацию по 3.5 тыс. месторождений, решая, выводить или нет из эксплуатации каждое из них. Это 100 месторождений в день», – подсчитал эксперт. По его мнению, никакое министерство, никакое агентство подобный объём работы выполнить не в силах, даже если при этом оно перестанет выполнять остальные свои функции. «В то же время, если передать управление этими месторождениями регионам, то нагрузка на последние окажется не столь велика, местные специалисты вполне смогут без проблем ежедневно решать судьбу двух-трёх, даже пяти месторождений», – уверен Б.Хакимов.
Большинство месторождений углеводородов и металлов расположено в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе добывается 60% всей российской нефти, в Ямало-Ненецком – более 90% природного газа, а республика Саха (Якутия) – основной поставщик российских алмазов. Крупными поставщиками полезных ископаемых являются также Тюменская область, Красноярский край, Республика Коми и т.д. Руководство именно этих регионов в первую очередь протестовало против принятия закона «О недрах» в нынешней редакции, ведь именно их прежде всего касается предложенная рабочей группой поправка к законопроекту «О недрах».
Хотя в общем и целом законопроектом «О недрах» остались недовольны практически все субъекты федерации. В опросе, проведенном вице-президентом РАЕН Евгением Козловским и ректором Санкт-Петербургского горного института Владимиром Литвиненко, против принятия этого закона в нынешней редакции высказалось абсолютное большинство респондентов.
Например, администрация Санкт-Петербурга считает, что проект «не стимулирует разработки участков месторождений с низким содержанием полезного компонента и ввода в эксплуатацию низкорентабельных месторождений, не обеспечивая тем самым полноту извлечения полезных ископаемых и рациональное использование недр».
То есть после принятия закона в нынешнем виде мелкие месторождения могут быть просто заброшены.
«Крупные компании не заинтересованы в их разработке, так как им это невыгодно», – пояснил RBC daily консультант отдела экономики производственной сферы Министерства экономики Республики Коми Александр Кочмак. В то же время на аукционах на разработку полезных ископаемых, которые планирует проводить федеральный центр, именно они будут скупать все месторождения, так как, по мнению эксперта, «чем больше запасы полезных ископаемых, принадлежащие компании, тем выше её рейтинг».
Как считает г-н Кочмак, передача мелких месторождений в управление регионов поможет этого избежать. «Мы будем следить, чтобы на них велась разработка, так как это позволит сохранить рабочие места, а также принесёт дополнительный доход в региональные бюджеты», – пояснил А.Кочмак.
По мнению исполнительного директора Экспертного института Олега Кузнецова, в разделении месторождений на крупные и мелкие и передаче регионам ответственности за мелкие есть рациональное зерно. «Если регионы хотят заниматься управлением мелкими месторождениями и думают, что смогут довести их рентабельность до приемлемого уровня, договоренность между ними и федеральной властью может быть достигнута», – пояснил О.Кузнецов RBC daily. - Главное здесь – разработать схему, по которой мелкие месторождения будут передаваться субъектам федерации; в ней должны быть чётко прописано: какими запасами полезных ископаемых должно обладать то или иное месторождение, чтобы попасть в разряд мелких. Причём границу запасов необходимо прописать для каждого конкретного полезного ископаемого отдельно.
Пока это не будет сделано, регионы не смогут получить в распоряжение ни одного месторождения. Со своей стороны они, пока им не дадут право управлять хотя бы крохотными залежами нефти, газа и прочих благ, палец о палец не ударят, чтобы помочь федеральному центру навести порядок среди мелких месторождений. В конце концов, несмотря на противостояние министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который считает, что регионы должны быть довольны тем, что им оставили, и не требовать большего, федеральному центру придётся изменить свою политику в отношении недропользования. И передать в распоряжение субъектов Федерации если не все мелкие и малорентабельные месторождения, то хотя бы часть из них. Причём чем быстрее это будет сделано, тем меньше потерь понесёт государство из-за того, что окажется неспособным проконтролировать работу всего огромного количества месторождений, имеющихся в России.