Вернуться ко всем новостям

Прогноз нефтедобычи и потребления нефти до 2030 г.

12.11.2005
Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало обзор «World Energy Outlook 2005». Эксперты агентства утверждают, что мировой нефтяной рынок ждут серьёзные изменения.

Цены на нефть и будущее мировой экономики будут зависеть преимущественно от ближневосточных и североафриканских стран, и прежде Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Алжира и Ливии. Прочие добывающие страны будут постепенно сдавать свои позиции на рынке. Добыча нефти независимых стран-производителей, к числу которых относится и Россия, достигнет максимума в 2010 г. Сейчас на долю России, Норвегии, Мексики, Канады и США приходится около 60% добываемой в мире нефти, но после 2010 г. кривая производства стремительно пойдёт вниз, и расстановка сил на мировом рынке изменится.

Всё большее значение будут приобретать ближневосточные и североафриканские страны. Объясняется это прежде всего тем, что запасы нефти в остальных регионах существенно уступают потениуалу Ближневосточного и Североафриканского регионов. К тому же себестоимость добычи арабской нефти гораздо ниже.

Директор МЭА К.Мандиль считает, однако, что инвестиции в нефтедобывающую отрасль стран Ближнего Востока и Северной Африки не должны откладываться, иначе дефицит нефти станет реальностью. Основание для пессимистичных оценок и возобновления разговоров о дефиците нефти - в растущем спросе на энергоносители.

По оценкам МЭА, потребность в жидком топливе к 2030 г. возрастёт как минимум на 50%, если только в мире не найдётся источника топлива, который может стать достойной заменой нефти. В то же время в самих ближневосточных и североафриканских странах потербность в нефти вырастет в два раза, тогда как добыча увеличится лишь на 75%.

Тем не менее мир располагает возможностями удовлетворить значительно возросший спрос на нефть. Но чтобы открыть новые месторождения и начать добычу на них, необходимо инвестировать в эти работы 17 трлн дол. При этом Ближневосточный и Североафриканский регионы требуют вложения по 56 млрд дол. в год, что в два раза превышает уровень ежегодных инвестиций последнего десятилетия. При этом политика капиталовложений в нефтедобычу в странах ОПЕК имеет ярко выраженный политический подтекст, и вполне возможно, что правительства сознательно или вынужденно не пойдут на масштабные инвестиции, которых требует растущий мировой спрос.

В этом случае у энергетического рынка есть, по мнению МЭА, два сценария развития. В первом случае, когда инвестиций не будет, цены на нефть стремительно подскочат, но это вызовет ответное падение спроса в мировом масштабе, поскольку потребители будут вынуждены резко сократить потребление топлива. В итоге доходы от экспорта нефти (в глобальном масштабе) также сократятся к 2030 г. на 1 трлн дол., и рост мирового ВВП снизится.

Второй вариант развития событий предполагает упреждающий маневр со стороны правительств развитых стран, по заказу и за деньги которых МЭА уже разрабатывает «альтернативную топливно-энергетическую политику». Эти разработки были одобрены на июльском саммите Большой Восьмёрки. По этому варианту, развитые страны будут стимулировать использование альтернативных источников энергии, и тогда спрос на нефть будет расти гораздо медленнее, чем предполагает нынешний прогноз МЭА. Осталось только найти нужные альтернативные истоники энергии.

Однако, даже если это удастся сделать, полностью уйти от нефтяной зависимости от стран Ближнего Востока развитым странам всё равно не удастся. Если страны ОПЕК будут инвестировать в нефтедобычу в требуемом объёме, цены на нефть снизятся к 2010 г. до 35 дол./барр. и опять вырастут к 2030 г. только до 39 дол. Если же инвестиции в добывающую промышленность не поступят, минимальный уровень цен достигнет 52 дол./барр., а с поправкой на инфляцию, в пересчёте на цены нынешнего года, – почти 62 дол./барр.

У России, как утверждают в МЭА, есть шанс остаться в числе крупных нефтедобывающих стран лишь при одном условии: страна должна кардинально изменить политику в сфере энергетики и существенно увеличить капиталовложения в месторождения. Тогда сокращение доли России на мировом нефтяном рынке после 2010 г. будет не таким значительным. Но для этого, как подсчитали в МЭА, российские нефтяники должны инвестировать в ближайшие 15 лет более 1 трлн дол. В противном случае в 2030 г. Россия будет добывать нефти лишь на 0.7% больше, чем сейчас, тогда как ближневосточные и североафриканские страны отберут у стран, не входящих в ОПЕК, почти 10% объёма рынка.

«У России есть достаточно капитала для того, чтобы расширить своё присутствие на рынке, но сколько она потратит на эту цель, полностью зависит от российского правительства», – считает Аксель Буш из Energy Intelligence.

Российские нефтяные компании отнеслись к докладу МЭА сдержанно. В частности, представитель «Роснефти» указал в беседе с Ъ, что его компании трудно оценить обоснованность прогнозов. Представитель Lukoil Overseas сказал, что Ближний Восток и Северную Африку его компания считает перспективным направлением своей собственной деятельности: «Lukoil Overseas наращивает добычу нефти и приложит все силы к наращиванию её и впредь – как за счёт приобретения новых активов, так и за счёт геологоразведки. Среди международных проектов приоритетными являются Каспийский регион, Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка и Латинская Америка».
Яндекс.Метрика