В России наблюдается явная диспропорция минерально-сырьевой базы (МСБ). В отличие от других стран мира и СНГ, у нас всё ещё высока доля золота, добываемого из россыпных месторождений. Она меньше, чем доля рудного (коренного) золота, и составляет 42%. Мировая добыча из россыпей в среднем не превышает 7-9.5%. Общая диспропорция в минерально-сырьевой базе - следствие деформированности структур МСБ важнейших золотоносных районов страны: Северо-Восточного (Якутия, Чукотский автономный округ, Магаданская область), Дальневосточного, Прибайкальского (Бурятия, Иркутская и Читинская области) и Енисейского (Хакасия, Тыва, Красноярский край). Удельный вес золоторудных месторождений в российской добыче "отжимает" всё большую долю у россыпных, причём это никак не соответствует пропорциям разведанной сырьевой базы.
Особенно отчё тливо диспропорция проявляется в Иркутской области, где добыча ведётся в основном из россыпей. Потенциал золоторудных месторождений используется недостаточно. Разведанные золоторудные месторождения слишком медленно становятся объектами привлечения российских и иностранных инвестиций. Причины разные. В частности, несколько ослабевший в последние годы интерес инвесторов к золотодобывающей отрасли России. Ведь правила игры на этом рынке значительно изменились.
Во-первых, государство стало более рационально использовать разрешительные права на добычу природных ресурсов путём оптимизации законодательной базы, а также ряда административных действий. В золотодобывающей отрасли осознанно создаются барьеры проникновению компаний, которые не способны реально разрабатывать месторождения. Это, в свою очередь, повлекло процесс консолидации компаний в отрасли. Примеры - приобретение "Норильским никелем" ряда сибирских золотодобывающих компаний, таких, как " Лензолото" и " Полюс".
Во-вторых, все крупные, а значит, рентабельные месторождения с оптимальными сроками окупаемости (5-6 лет) куплены и теперь активно осваиваются. Примеры: Олимпиадинское в Красноярском крае (принадлежит "Полюсу"), Зун-Холбинское в Бурятии (владелец - "Бурятзолото", основной акционер которого - канадская компания High River Gold Mining) и Дарасунское в Читинской области (контролируется российско-британской компанией Highland Gold Mining). Кроме того, новые месторождения, как правило, не имеют хорошей инфраструктуры - ощущается недостаток энергии, транспортных коммуникаций, трудовых ресурсов.
В результате даже при благоприятных мировых ценах на золото (в ноябре на нью-йоркской площадке цена достигла самого высоко уровня с декабря 1987 г. - 495.9 доллара за унцию) месторождения, с одной стороны, могут стать привлекательным объектом инвестирования, но с другой - вокруг них создаётся целый круг ограничений. Например, их включение Министерством природных ресурсов (МПР) РФ в список стратегически важных для страны объектов, в которые допускаются лишь российские компании.
Авантюрные времена 1990-х годов, когда на месторождениях хозяйничали сомнительные компании, уже прошли. Приведём пример, когда в середине 1990-х лицензию на разработку крупнейшего в Евразии золоторудного месторождения Сухой Лог (Иркутская обл.) получила малоизвестная австралийская компания Star Technology. В результате, выпустив в Лондоне под реализацию этого проекта облигации на 250 млн дол., Star Technology в 1998 г. обанкротилась.
Поэтому с позиций МПР, то есть обеспечения интересов государства и возможности для него диктовать свои условия, стратегическое решение принято верное. Хотя государство всегда сможет сформулировать условия, которые ему выгодны, например, поставить условие первоочередной закупки золота. На это сегодня у него есть политическая воля.
Месторождение Сухой Лог, расположенное в одном из старейших золотоносных регионов России - Ленском в Иркутской области, занимает первое место в России по запасам золота (14.6% российских) и по запасам коренного золота (23.7%). По предварительным данным, его здесь - более 1000 тонн. Но эти оценки базируются на данных, утверждённых Государственным комитетом по запасам СССР в 1977 г.
По словам начальника Главного управления природных ресурсов администрации Иркутской области Владимира Назарьева, о точных оценках говорить пока рано: "Тысяча тонн или две тысячи - точно не известно. Сначала их нужно доказать, утвердить, поставить на баланс. Мы считаем, что возможности месторождения гораздо больше, чем определённые много лет назад. Что касается содержания платиноидов, то ценность Сухого Лога вырастет несомненно, если станет понятно, что их можно извлекать. Государство в своё время сделало попытку оценить количество платины, оценить её промышленную ценность, но не добилось положительного результата. Дальше рисковать своими деньгами оно не намерено".
Таким образом, при положительном технологическом решении проблемы получения платины и других платиноидов в процессе извлечения золота месторождение по своей ценности и эффективности может превзойти все ожидания.
Какие геологические и экономические проблемы сопряжены с освоением Сухого Лога? Во-первых, из-за удаленности от транспортных, энергетических и промышленных объектов в инфраструктурном отношении этот район развит очень слабо. Основная связующая транспортная артерия - автодорога круглогодичного действия от станции Таксимо (на трассе БАМ) до Бодайбо общей протяженностью 220 км.
В то же время месторождение находится в районе, где основным игроком является "Лензолото", предприятия которого разрабатывают около сотни россыпных месторождений с суммарными объёмами добычи около 10 тонн золота в год. Считается, что "Лензолото" могло бы выступить форпостом и при разработке Сухого Лога, используя ресурсы своих компаний. Но это не совсем логично.
Дело в том, что по способу добычи и обогащения рудное золото кардинально отличается от россыпного: для извлечения руды требуется другая спецтехника, персонал, отвечающий иным квалификационным требованиям. Кроме того, необходимо строительство обогатительной фабрики.
Добыча золота с коренного месторождения открытым способом удешевляет работы по сравнению с подземными. Кроме того, глубокие горизонты в будущем имеет смысл разрабатывать комбинированным способом: часть - открытым, часть - подземным. Но во втором случае для рентабельной отработки содержание золота должно быть выше. Извлекаемое среднее содержание золота по ранее утверждённым запасам на месторождении - 2.78 г/т. Технология обогащения, уже апробированная и утверждённая, достаточно проста и включает пять этапов: дробление, измельчение, гравитацию, флотацию и цианирование. По словам В.Назарьева, новые технологические исследования для Сухого Лога не проводились.
В то же время использование альтернативных технологий, применяемых на сложных (с упорными рудами) месторождениях, например, с использованием бактерий, как на Олимпиадинском в Красноярском крае, невыгодно: это многократно увеличивает себестоимость добычи, а руды Сухого Лога освобождаются по гораздо более простой технологии с приемлемым результатом: сквозное извлечение золота - около 90%.
По платиноидам ситуация иная, но они считаются всё же попутными компонентами.
"Если извлекается менее 90% содержания платиноидов, то проблема недропользователя будет заключаться в том, что он, с одной стороны, может сэкономить средства на добыче платины, а с другой - недополучит прибыль, в то время как проблема государства в этом случае носит двоякий характер, - считает сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск), доктор экономических наук Виталий Соколов. - Природные ресурсы всё же являются государственными, и российская налоговая система в сфере недропользования построена на том, что добывается, то есть бюджет недополучит налоговые отчисления от эффективной разработки месторождения. Вторая проблема в том, что любые отвалы при добыче и обогащении золота отрицательно сказываются не только на экономике (большая часть "добытого" золота, находящаяся в отвалах, пропадает безвозвратно), но и на экологии".
В настоящее время Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ) по заказу Федерального агентства по недропользованию ведёт проработку технико-экономического обоснования освоения месторождения Сухой Лог. Завершить его планируется в середине следующего года. Геологические и экономические показатели разработки станут основанием для установления стартовой цены месторождения.
Но и сегодня можно сказать, что даже по старым технико-экономическим показателям на Сухом Логе можно добывать 25-30 т золота в год. И если Иркутская область сейчас добывает около 15-16 т, то в будущем она, безусловно, выйдет в лидеры среди золотодобывающих регионов России.
Капитальные вложения в разработку Сухого Лога оцениваются в сумму от 2 до 3.7 млрд дол. со сроком окупаемости 5-6 лет. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли у претендентов на месторождение финансовых ресурсов для его освоения?
В течение трёх последних лет информация о сроках, претендентах и их шагах к победе на аукционе по Сухому Логу эксплуатировалась нещадно. Несколько раз откладывались торги лицензией, предварительные стартовые цены менялись ежегодно. Теперь уже очевидно, что аукцион пройдёт не ранее конца 2006 г. - начала 2007 г. и стартовая цена превысит 150 млн дол. (последнюю заявленную).
Пока же реальными претендентами называются только ГМК "Норильский никель", МНПО "Полиметалл" и "Базовый элемент". И если у "Норильского никеля" интерес и возможности очевидны - создание стратегического сырьевого запаса, освоение которого возможно с использованием огромных капитальных вложений, то у остальных потенциальных участников аукциона интересы, на наш взгляд, размыты. Специализация в цветной металлургии у "Базэла" несколько иная - алюминий и молибден. Стратегические планы "Полиметалла" (в которых ранее закладывалось участие в борьбе за Сухой Лог), не имеющего активов в Сибирском регионе, к тому же недавно перешедшего от группы компаний "Ист" под контроль "Нафта-Москвы" и почти полностью сменившего состав совета директоров, могут измениться.
Мировые цены на цветные металлы сохраняют тенденцию к росту. Это означает, что компании цветной металлургии способны обеспечить мощный финансовый рычаг для участия в торгах и последующего освоения месторождения. Но, кроме того, есть и важный рыночный фактор: предприятие, получившее лицензию на Сухой Лог, автоматически увеличит свою капитализацию, причём её прирост будет гораздо выше стоимости лицензии. Это означает, что найти внешние ресурсы для разработки месторождения не составит особого труда.
Подведём итоги. Будут ли обнаружены золотые месторождения, аналогичные Сухому Логу? Вряд ли. За последнее столетие, как уже отмечал "Эксперт-Сибирь" ("Золото есть!", № 42 (92) за 7-13 ноября 2005 г.), наблюдается тенденция: вновь открываемые месторождения имеют небольшие запасы при невысоком, но, как правило, рентабельном содержании золота. Можно прогнозировать, что основная доля получения этого металла в ближайшие десятилетия придётся на рудные месторождения. Расчётные уровни добычи руды и производства золота компенсируют снижающуюся добычу из россыпей. При расширении геологоразведочных работ на перспективных площадях будут выявляться новые рудные месторождения. Они улучшат структуру сырьевой базы и обеспечат добычу в будущем.