Вернуться ко всем новостям

Авиастроители обеспокоены возможным срывом поставок титана из России

27.02.2006
Ведущие авиастроительные корпорации мира обеспокоены возможным срывом поставок титана из России. Компании Boeing и Airbus с опасениями следят за процессом национализации титанового концерна "ВСМПО-Ависма".

Российская компания "ВСМПО-Ависма" – крупнейший мировой производитель титана. Информация о возможном изменении её статуса вполне закономерно породила множество вопросов у мировых авиапроизводителей – потребителей титана. Они опасаются, что возможные сбои в работе предприятия могут серьёзно осложнить ситуацию, складывающуюся в авиастроительной отрасли. Обеспокоенность менеджмента Airbus и Boeing вызвана намерением ФГУП "Рособоронэкспорт" установить контроль над титановым заводом, сообщает Financial Times.

Идея национализировать "ВСМПО-Ависма" возникла у властей осенью 2005 г. Переговоры с основными владельцами титанового бизнеса – Вячеславом Брештом и Владиславом Тетюхиным (им принадлежит по 30% акций предприятия и предположительно ещё 13.4%) – начались в декабре. По данным "Газеты.Ru", стороны не смогли договориться о цене выкупа "ВСМПО-Ависма".

Между тем в январе 2006 г. "Рособоронэкспорт" и ЗАО НПО "Авиатехнология" учредили на паритетных началах совместное предприятие ООО "АТ-Спецтехнология". В "Рособоронэкспорте" не скрывали, что "совместное предприятие учреждено… с целью оптимизации процессов финансового и сырьевого обеспечения работы отечественных металлургических предприятий, координации их взаимодействия в области производства специальных сталей и сплавов, прежде всего предназначенных для выпуска авиакосмической и военной техники". В пресс-релизе ФГУП было указано, что "АТ-Спецтехнология" призвана предотвратить "последовательный захват предприятий данного сектора металлургии различными структурами, в том числе действующими в интересах иностранного капитала и нередко использующими противозаконные методы". Ранее господа Брешт и Тетюхин рассматривали возможность размещения акций "ВСМПО-Ависма" на западных биржах.

Участники рынка не сомневаются, что государство планирует установить контроль над титановой отраслью России. "Ничто другое, кроме "ВСМПО-Ависма", под такое определение не подходит", – пояснил "Газете.Ru" осведомленный источник. Об интересе государства к активу открыто заявлял руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Но, по его словам, переговоров по этому вопросу не было.

Тем не менее международные авиастроительные компании опасаются резких перемен в российской титановой отрасли. "Если они ("Рособоронэкспорт. – "Газета.Ru") выведут "ВСМПО-Ависму" из равновесия, цены на титан взлетят так высоко, что авиастроительному бизнесу придётся разрабатывать новые технологии", – волнуется директор департамента по закупкам сырья компании Boeing Джон Бирн.

В последнее время цены на титан и так растут быстрыми темпами. Металл в основном используется в авиастроении, оборонной и добывающей промышленности, а также в медицине. Эти отрасли стремительно развиваются. 2005-й год стал рекордным по числу заказов на строительство самолетов. Для удовлетворения спроса в 2006 г. авиастроителям необходим российский титан. "Надеемся, что подписанных соглашений достаточно, чтобы преодолеть период неопределённости", – заявляет Дж.Бирн.

"Мы пристально следим за развитием ситуации, – подчёркивает вице-президент европейской корпорации Airbus Питер Клофер. – Самый серьёзный риск – это срыв исполнения контрактов со стороны "ВСМПО-Ависма". По словам официального представителя Airbus, компенсировать российский экспорт за счёт поставок титана из Америки и Китая в краткосрочной перспективе будет очень сложно.

Европейские и американские авиапроизводители действительно сильно зависят от поставок российского титана, отмечают эксперты. "Очень велика зависимость Boeing и Airbus, – поясняет эксперт Financial Bridge Станислав Клещев. – Эти корпорации заключили долгосрочные контракты с российским концерном. Все споры, возникающие вокруг "ВСМПО-Ависма", конечно, заставляют нервничать западных партнёров. С учётом планов по строительству самолётов концерном "Сухой" "Рособоронэкспорт" может переориентировать поставки титана на внутренний рынок. Не думаю, что "ВСМПО-Ависма" откажется от уже заключённых контрактов. Но в дальнейшем ситуация кажется неопределённой".
Яндекс.Метрика