Вернуться ко всем новостям

Россия может получить месторождение угля в обмен на строительство дорог в Монголии

10.04.2006
На прошлой неделе монгольский министр транспорта Цэгмэд Цэнгэл провёл переговоры со своим российским коллегой Игорем Левитиным. После их встречи было объявлено, что монгольская сторона предложила России принять участие в строительстве 1500 км дорог в Монголии. Формой расчёта, по её мнению, может стать кредит, взятый под гарантии монгольского правительства, либо передача в собственность России месторождения полезных ископаемых.

О каком именно месторождении шла речь на встрече, стороны не сообщили, однако Ъ удалось выяснить ряд подробностей. Как утверждает источник Ъ, близкий к переговорам, речь идёт об одном из крупнейших в мире месторождений угля Таван-Толгой. "Российские компании не первый год пытаются получить право на его разработку, однако до сих пор монголы не шли на прямые переговоры",– утверждает он. По данным другого источника Ъ, монгольская сторона только в ходе прошлогоднего саммита в Москве глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) дала понять, что готова рассмотреть предложения россиян.

Таван-Толгой расположен на юге Монголии, в 250 км от границы с Китаем. Запасы угля здесь оцениваются в 5-6 млрд т стоимостью не менее 300 млрд дол. Около 40% запасов месторождения составляет высококалорийный коксующийся уголь, который является основным сырьём для сталелитейной промышленности. Лицензия на разработку Таван-Толгоя принадлежит монгольской Energy Recources. Однако, по утверждению ряда местных СМИ, компания действует в интересах нескольких высокопоставленных чиновников и политиков, в том числе экс-президента Монголии Пунсалмаагиина Очирбата и нынешнего министра транспорта Цэгмэда Цэнгэла.

До сих пор главными претендентами на Таван-Толгой считались канадские BHP Billiton и Ivanhoe Mines (она занимается доразведкой соседнего месторождения Ую-Толгой), а также бразильская Cia Vale do Rio Doce (CVRD) и китайская Shenhua Group. Россияне в качестве конкурентов появились здесь только пару лет назад. По данным Ъ, интерес к проекту проявляли практически все крупные металлургические и горнорудные компании, в том числе Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), «Северсталь», Evraz Group и «АЛРОСА». Однако большинство от участия в нём уже отказались.

"Главная проблема – отсутствие инфраструктуры", – утверждает коммерческий директор ММК Виктор Кутищев. "Близость границы с Китаем превращает его в главного потребителя здешнего угля, а следовательно, китайцы смогут диктовать цены. Чтобы этого не произошло, компании, которая войдёт в проект, необходим мощный ресурс на уровне государства", – считает другой претендент.

В результате заявки на разработку месторождения подали только двое – «Северсталь» и ВНИИ«"Зарубежгеология». Как удалось выяснить Ъ, в ноябре прошлого года «Северсталь» и ВНИИ «Зарубежгеология» обратились в правительство Монголии с предложениями об участии в разработке Таван-Толгоя. «Зарубежгеология» предложила создать совместное предприятие, 51% акций которого принадлежало бы россиянам. В рамках проекта предполагается построить железнодорожную ветку Таван-Толгой – Хар-Айраг – Бор-Ундур – Чойбалсан, по которой уголь будет экспортироваться в Россию и Японию. Планируется также построить электростанцию мощностью 250-300 МВт. В свою очередь, «Северсталь» предлагает построить ветку только до Хар-Айрага и электростанцию мощностью 250 МВт.

Кстати, «Зарубежгеология» неплохо осведомлена о ситуации на Таван-Толгое. Дело в том, что разведкой этого месторождения занимались советские геологи еще в 40-х годах. В начале 80-х именно «Зарубежгеология» подготовила технико-экономическое обоснование проекта разработки Таван-Толгоя. Однако большинство опрошенных Ъ участников рынка считает, что шансов больше у «Северстали». В пользу этого говорит и тот факт, что одним из ключевых участников переговоров теперь становится Игорь Левитин, выходец из ЗАО «Северстальтранс», аффилированного с «Северсталью».

В «Северстали» не отрицают своего интереса к монгольскому углю. В пресс-службе «Северсталь-ресурс» (сырьевой дивизион ЗАО «Северсталь-групп») заявили Ъ: "Это месторождение очень интересно". Эксперты компании говорят, что уголь из Монголии можно поставлять не только в Китай и Японию, но и в Россию, но для этого нужно протянуть ветку до улан-баторской железной дороги протяжённостью 400 км. "Это дорога средней сложности",– утверждают в компании.

Реализация этого масштабного проекта предполагает участие в нём ряда российских банков, которые, по данным Ъ, уже ведут переговоры с монгольской стороной. Речь, в частности, идет о ВТБ, ВЭБе и МИБе (Монголия является страной-участницей этого бывшего опорного банка соцлагеря). Председатель правления МИБа Андрей Серебряков заявил Ъ буквально следующее: "Для нас было бы привилегией работать в рамках такого знакового проекта для экономик двух стран с такими мощными финансовыми госструктурами, как ВТБ и ВЭБ. Возможный формат сотрудничества – софинансирование". В ВТБ и ВЭБе от комментариев отказались. Ъ будет следить за развитием событий.
Яндекс.Метрика