Вернуться ко всем новостям

Проблемы незаконной добычи и «чёрного» рынка алмазов продолжают тревожить западную общественность

18.01.2007
Старательский способ добычи алмазов, широко распространённый в странах Западной, Центральной Африки и Южной Америки, где он в большинстве случаев доминирует над промышленным, давно привлекает внимание многочисленных международных организаций – в том числе и неправительственных правозащитных. В силу своей специфики, позволяющей вести добычу с минимальным применением техники, часто с одними лишь киркой, лопатой и лотком, он зачастую используется при незаконной разработке аллювиальных россыпей, а добытые при этом алмазы попадают в руки повстанцев, позволяя им приобретать вооружение и тем самым способствуют разжиганию кровавых гражданских войн и межнациональных конфликтов. Это явилось причиной того, что ещё в середине 1990-х годов эта тема стала активно обсуждаться представителями не только алмазной индустрии, но и многих общественных, политических и государственных организаций.

Проблема алмазов, добытых при незаконных старательских разработках и затем контрабандно переправленных на рынок, была свойственна алмазной индустрии всегда, от момента её зарождения и доныне. Это объясняется тем, что алмаз представляет собой идеальный объект для контрабанды из-за своей высокой стоимости, заключённой в весьма малом объёме. Контрабанде способствует то, что организация легальной торговли алмазами во многом сходна с нелегальной: она тоже всегда окружена завесой секретности, ведётся узким кругом доверенных лиц, а платежи обычно осуществляются наличными. На рубеже ХХ и XXI веков количество контрабандных алмазов оценивалось в 10% общего объёма мировой добычи по весу; однако их доля в денежном выражении могла быть намного больше, поскольку похищаются обычно наиболее ценные камни.

До тех пор, пока «незаконными алмазами» занимались в основном частные лица, а доля преступлений, сопровождавших эти операции, существенно не превышала их «норму» в незаконных операциях с любыми другими товарами, алмазная индустрия и общество в целом, признавая существование этой проблемы, мирились с ней - тем более что незаконные и «полузаконные» операции с алмазами в значительной мере определяли благополучие некоторых крупных торговых центров – таких, как Антверпен или Тель-Авив. Борьба с этой проблемой была делом служб безопасности алмазодобывающих компаний и правоохранительных органов.

Но в последнее десятилетие «незаконные алмазы» стали широко использоваться для финансирования кровавых гражданских войн и межэтнических конфликтов в Африке, а также деятельности различных террористических групп. Общественные организации, такие, как Global Witness, Partnership Africa Canada, получили свидетельства того, что доходы от продажи алмазов, поставляемых на рынок нелегитимными группами в Анголе, ДР Конго, Сьерра-Леоне и Либерии, используются для финансирования конфликтов в этих странах; возникло убеждение, что единственная возможность прекратить финансирование мятежников и погасить конфликт – это уничтожить «чёрный» рынок алмазов. В значительной мере под влиянием этих идей общество наконец осознало, что алмазы «чёрного» рынка перестали быть просто «незаконными» и превратились в «конфликтные», и решило, что оно не может более закрывать глаза на связанные с этим проблемы.

В 1999 г. была принята резолюция ООН № 1173, которая предлагала введение эмбарго на «алмазы конфликта» и некоторые другие природные ресурсы, добываемые в горячих точках Африки. Однако всегда находились дилеры, которые скупали «конфликтные» алмазы (естественно, со скидкой), а затем продавали их как «законные».

Усилиями Мирового алмазного совета (World Diamond Council – WDC) и межправительственного форума «Кимберли Процесс» (Kimberley Process) между правительствами, торговыми и неправительственными организациями был достигнут консенсус, позволивший создать мировую систему контроля за движением потоков сырых алмазов, которая исключает возможность попадания на легальный рынок «алмазов конфликта» или существенно затрудняет её. После одобрения европейским сообществом и утверждения Генеральной Ассамблеей ООН эта система была введена в действие в январе 2003 г. под титулом «Кимберли Процесс» (Kimberley Process); в настоящее время к ней присоединилось более 80 стран, в числе которых – все алмазодобывающие государства мира.

В соответствии с принципами «Кимберли Процесса» торговые компании согласились следовать системе саморегулирования, которая поддерживает стандарты движения сырых алмазов через государственные границы. Система предполагает, что все партии сырых алмазов должны перевозиться через границы только в опечатанных контейнерах и сопровождаться документацией единого образца. Алмазы должны импортироваться только из стран, которые согласились с процедурами «Кимберли Процесса». Сырьё неизвестного происхождения сертификации не подлежит, и «конфликтным» или незаконно добытым алмазам невозможно попасть в легитимную систему распределения алмазов. Для всех покупателей сырья и изготовленных из них бриллиантов создана система гарантий, которая удостоверяет, что продаваемые товары не имеют отношения к вооружённым конфликтам, «бесконфликтны» (conflict free).

Однако за прошедшее время стало ясно, что полностью перекрыть доступ на мировой рынок незаконно добытым и даже «конфликтным» алмазам не удалось. Особенно широко продолжается незаконная добыча алмазов в таких странах Западной и Центральной Африки, как Сьерра-Леоне, ДР Конго, Ангола и ряде других, где совсем недавно закончились кровопролитные гражданские войны, мир ещё весьма хрупок и легко уязвим, а добыча алмазов является для значительной части населения единственным источником дохода. Начался и новый конфликт – на этот раз в Кот-д’Ивуаре; сохраняется высокая напряжённость в Либерии. Совет Безопасности ООН ввёл эмбарго на экспорт алмазов из этих стран, однако поступают сообщения о том, что алмазы из Кот-д’Ивуара контрабандно переправляются для экспорта из Ганы, в связи с чем её членство в «Кимберли Процесс» было недавно приостановлено.

Но объектом внимания правозащитных организаций являются не только собственно «конфликтные» алмазы, но и другие проблемы, связанные обычной, легитимной (и не только со старательской) добычей, свойственные многим алмазодобывающим предприятиям в Африке: использование детского труда; крайне низкая оплата труда местных рабочих, их интенсивная эксплуатация; далёкие от комфортных условия работы, опасные для здоровья и жизни, и т.п.

Кроме того, в последние годы при создании добывающих предприятий, особенно в т.н. «цивилизованных» странах, постоянно стали возникать проблемы с местным населением, протестовавшим против строительства рудников или претендовавшим на существенную долю добываемых на принадлежащих им землях природных ресурсов – или требовавшим для себя различных преференций. Подобные действия представителей различных индейских племён в Канаде существенно задерживали строительство практически всех канадских алмазодобывающих рудников, расположенных в совершенно ненаселённых арктических районах провинций Северо-Западные Территории и Нунавут.

Особую активность правозащитники развили в США в преддверии выхода на экраны широко разрекламированного голливудского фильма «Blood Diamond» с Ди-Каприо в главной роли, сюжет которого построен на событиях недавней гражданской войны в Сьерра-Леоне. Ещё до выхода на экраны фильм стал широко известен, его обсуждали в многочисленных публикациях в прессе, Интернете, в передачах радио и телевидения; в обсуждениях участвовали в том числе и самая популярная телеведущая США Опра Уинфри, и представители истэблишмента США.

9 января 2007 г. постоянное представительство Канады в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке устроило даже специальный просмотр фильма «Blood Diamond», о чём объявила представитель Генерального секретаря ООН Мишель Монта (Michele Montas). После просмотра состоялось обсуждение группой экспертов поднятых в фильме проблем – таких, как малолетние солдаты и незаконная торговля алмазами. В дискуссии участвовали члены съёмочной группы, а также специальный представитель Генерального секретаря ООН по проблеме «Дети и вооружённый конфликт» Радика Коомарасвами (Radhika Coomaraswamy). Этой теме посвятили свои передачи крупнейшие телевизионные программы США – ABC, CBS, NBC.

Эта кампания, преследуя в принципе благие цели, вместе с тем может нанести существенный вред как торговле алмазами, так и в целом всей алмазной индустрии. Она сродни движению, организованному в 2000 г. в США и обращённому к американским потребителям, которые, «сами того не зная, участвуют в финансировании кровавых африканских конфликтов».

Всё это способно серьёзно отразиться на имидже алмазов в глазах американских потребителей, и рынок алмазов может быть серьёзно подорван; нечто подобное произошло в своё время с торговлей мехами в результате акций, проводимых защитниками дикой природы. Эта ситуация заботит, естественно, и представителей алмазной индустрии, особенно в США, где в последние годы продаётся около 60% всех ювелирных изделий с алмазами. На сайте одного из наиболее авторитетных специалистов алмазной отрасли Мартина Рапапорта (Martin Rapaport) регулярно появляются подборки материалов на эту тему, особенно после выхода на экраны упомянутого фильма. Следует пояснить, что компания М.Рапапорта ранее участвовала в маркетинге сырых алмазов из Сьерра-Леоне, а сам Рапопорт посетил эту страну вскоре после заключения мира между правительством и повстанцами и воочию наблюдал ужасы войны и страдания её жертв, особенно детей и инвалидов. Отчёт об этой поездке был в своё время также помещён на сайте http://www.diamonds.net.

Одна из последних статей М.Рапапорта, опубликованная на сайте его компании 5 января 2007 г., написана, видимо, под впечатлением последних публикаций организации Global Witness, материалов, помещённых на сайте www.realdiamondfacts.org и акций компании De Beers, в которых фактически рекламируется продукция крупных легальных производителей путём противопоставления ей алмазов, добываемых старателями в Африке.

Перевод текста этой статьи (в несколько сокращённом виде) будет помещён на нашем сайте в самое ближайшее время.