Вернуться ко всем новостям

Консолидация по-китайски: движение сопротивления (часть 1)

22.01.2007
Ещё три года назад китайское правительство признало, что беспрецедентная фрагментация стального сектора страны требует срочных решений. Тысячи мелких фабрик и заводов, используя примитивные технологии, производят сталь низкого качества, при этом загрязняя воздух и используя дефицитные ресурсы. Реальные же меры по сдерживанию «слепого» развития металлургии были приняты лишь в 2006 г. Новая политика КНР предполагает повышение конкурентоспособности метиндустрии путём концентрации производства в крупных компаниях, закрытия мелких и неэффективных предприятий. К 2010 г. должны быть остановлены все металлургические заводы с устаревшими технологиями, а также имеющие домны и сталеплавильные агрегаты малой мощности.

Создание компаний-чемпионов позволит снизить издержки, уменьшить ненужную конкуренцию на внутреннем рынке, усилить позиции на внешних рынках и вкладывать значительные средства в улучшение технологий и выпуск высококачественной продукции. Правительство рассчитывает, что в результате осуществления новой программы в стране к 2010 г. появятся три сталеплавильные компании, мощности каждой из которых будут превышать 30 млн т. Кроме того, предполагается создать ещё несколько крупных предприятий с объёмами производства в десятки миллионов тонн.

В 2005 г. рубежа в 10 млн т достигли семь компаний. Кроме Baosteel и Angang, это Wuhan, Shougang, Tanggang, Shagang и Jinan. Из топ-десятки китайских металлургических компаний не смогли достичь этой отметки Maanshan, Handan и Valin. Отметим, что на тройку лидеров (Baosteel, Angang и Tanggang) приходится всего 15% выплавки стали в КНР. Ожидается, что в результате консолидации к 2010 г. на долю «десятки» будет приходиться половина выпуска металла страны, а в 2020 г. их вклад будет равен 70%. Центрами консолидации станут: Baosteel в восточных провинциях, Shougang в северных, Anben в северо-восточных и Wuhan в центральных.

Причиной их выбора является не только то, что по мощности эти компании превосходят остальных. Преимуществом этих компаний является обеспеченность сырьём (собственная железорудная база, угольные шахты и коксовые батареи), что позволяет удерживать относительно невысокую себестоимость продукции. Кроме того, судя по всему, мощными игроками рынка будут Jigang, Handan и Shagang, а также (если не будут поглощены) Tanggang и Magang.

К 2012 г. Baosteel планирует увеличить производство до 50 млн т, Anben, Wuhan и Tanggang – до 30 млн т к 2010 г. Параллельно с осваиванием современных видов продукции будет укрепляться и специализация. Предполагается, что Baosteel сосредоточится на производстве листовой стали для нужд автостроения, Anben, в основном, будет производить специальные стали и холоднокатаную листовую сталь; Tanggang стремится к производству других видов продукции.

Первое крупное слияние состоялось в августе 2005 г., когда в результате объединения второго и пятого по величине производителей стали в КНР: Anshan и Benxi (оба расположены в провинции Ляонин) - был создан промышленный гигант Anben Steel Group, по мощностям близкий к лидеру стальной промышленности страны - шанхайской Baosteel. Затем прошли сделки Shougang-Shuicheng Steel, Tonghua Steel-Jilin Ferroalloy-Jianlong Steel, Wuhan Stee-Echeng Steel, Wuhan-Liuzhou Steel, Tangshan-Capital Iron & Steel.

В 2005 г. крупные объединения стартовали в провинции Хэбэй, одном из ведущих регионов страны по производству стали (по предварительным прогнозам, в 2006 г. здесь произведено 90 млн т стали, 21% общей выплавки страны). В связи с явным перепроизводством правительство КНР распорядилось закрыть и перенести в другие районы часть хэбэйских мощностей. Оставшиеся заводы должны быть консолидированы. В конце 2005 г. на севере провинции произошло объединение компаний Tanggang, Xuangang и Chenggang, в результате чего появился производитель с совокупной выплавкой стали более 16 млн т.

На юге реструктуризацию промышленности региона должен был продолжить крупный производитель Hangang, присоединив к себе Shijizhuang и Xingtai. Однако объединение не состоялось из-за отказа частных инвесторов, которым принадлежат контрольные пакеты Shigang и Xinggang.

К 2006 г. стали очевидными проблемы, из-за которых концентрация проходит медленно. Большинство производителей не готово к реальным сделкам, ведь у лидирующих компаний нет соответствующего опыта. Лучшей же мотивацией к слияниям являются не принятые партией и правительством решения, а реальная рыночная ситуация. Оказалось, что китайцам можно приказать развиваться и строить домны в каждом дворе, однако для проведения реструктуризации одной только исполнительности мало, нужно понимание.

Первые китайские слияния проходили по географическому принципу, в рамках одной провинции. Местные сделки можно было проводить относительно быстро, поскольку для них не требовалось разрешения центральных властей, к тому же можно было оперативно наладить взаимодействие объединяющихся объектов, расположенных недалеко друг от друга. Однако и это не гарантирует достижения быстрого и успешного результата, о чём свидетельствует слияние Anshan и Benxi. Компании фактически так и не объединились, сохранив статус отдельных юридических лиц, а слияние свелось к координации деятельности.

Реальное объединение компаний предполагает сокращение или наращивание тех или иных мощностей (с устранением дублирования), изменение схем обеспечения сырьём и реализации готовой продукции. В процессе реструктуризации возможно и вероятно сокращение штата и уменьшение налоговых отчислений, что не понравится местным властям. Административный центр объединённой компании вообще может оказаться в другом регионе, и местная казна эти поступления сразу потеряет.

Таким образом, на региональном уровне сопротивление закрытию заводов или их присоединению к крупным компаниям вызвано опасениями сокращения рабочих мест и бюджетных поступлений. Это проблема, которую будут решать центральные власти. Сложным оказалось также объединять государственные и частные металлургические предприятия. Далеко не все китайские компании могут похвастаться открытой и прозрачной отчётностью и балансом, без чего невозможно провести оценку активов. Имеются значительные расхождения в ассортименте выпускаемой продукции, что также препятствует скорой консолидации.

В 2005 г. реструктуризация отрасли практически не сдвинулась с места. Пока даже мелкие и устаревшие заводы приносили неплохую прибыль, никто всерьёз и не помышлял их закрывать. К тому же местные власти, заинтересованные в любых производствах, обеспечивающих поступление налогов и занятость населения, оказались не готовы к восприятию новой политики. Ситуация серьёзно изменилась в начале 2006 г.: очередное подорожание сырья и энергоносителей одновременно с падением цен на металл принесло убытки даже крупным предприятиям.

В условиях дефицита почти всех видов ресурсов центральные власти приняли решение ускорить реструктуризацию отрасли. Региональные чиновники получили нагоняй из Пекина, а Госкомитет КНР по делам развития и реформ и CISA получили большие полномочия для проведения новой стратегии в металлургии. Ожидается, что попытки сохранить производство на устаревших и «грязных» предприятиях или имитировать слияния будут жёстко пресекаться.