Вернуться ко всем новостям

Снижение НДПИ на уголь может не состояться

17.06.2008
Минфин в направленном в Госдуму письме подверг жесткой критике положения ранее поддержанного правительством и администрацией президента законопроекта о дифференциации и существенном снижении ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на уголь. Одна из норм депутатского законопроекта Минфином названа коррупционной, а принципы дифференциации - не соответствующими задаче привлечения инвестиций в угольную отрасль. Соавтор законопроекта депутат Геннадий Гудков уверен, что Минфин пытается сорвать принятие давно ожидаемых угольщиками новаций.

Проект закона о введении дифференциации НДПИ на добычу угля в Госдуму внесла группа депутатов во главе с зампредом комитета палаты по безопасности Геннадием Гудковым. Смысл документа - снижение нагрузки по НДПИ для угольных компаний. Сейчас они платят в госказну 4% от стоимости добытого угля - при цене необработанного энергетического угля 600 руб. за т ставка налога равна 24 руб., при цене коксующегося угля 2 тыс.руб. - 80 руб. Законопроект предлагает заменить адвалорную (в процентах) ставку двумя специфическими (в рублях). На коксующийся уголь она предложена в размере 40 руб. за т, на энергетический - 9 руб. за т. При этом к ставкам предложены три понижающих коэффициента: первый характеризует географическое положение участка недр, второй - его метанообильность, третий - склонность к самовозгоранию пластов.

Год назад законопроект был поддержан правительством и государственно-правовым управлением президента - при условии доработки его отдельных положений, не носящих принципиального характера. После "доводки" проект был включен в план законопроектной работы Госдумы на май 2008 г., однако его принятие так и не состоялось. Как следует из имеющейся у "Ъ" копии письма замминистра финансов Сергея Шаталова от 7 июня 2008 г., у ведомства возникли новые претензии к документу. Минфин указывает, что объективность предлагаемых ставок и коэффициентов не подкреплена расчетами - так же как и оценка ежегодного выпадения бюджетных доходов в размере 10,7 млрд руб. "Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых не предусматривает снижения налоговой нагрузки на угольную отрасль", - информирует авторов законопроекта Минфин.

Кроме того, у ведомства много претензий к проекту по существу. Так, Сергей Шаталов утверждает, что введение понижающих коэффициентов, характеризующих метанообильность и склонность к самовозгоранию, не будет стимулировать компании вкладывать деньги в повышение безопасности добычи. Кроме того, поскольку любой из трех коэффициентов, на который умножается базовая ставка налога, может быть равен нулю, нулевой получится и итоговая сумма исчисленного налога. Это уже не снижение нагрузки, а ее полная ликвидация, с чем Минфин не согласен. Наконец, ведомство обращает внимание, что коэффициенты (кроме географического) предлагается ежегодно определять на основании актов, утверждаемых компаниями и территориальным органом Ростехнадзора. Такой порядок "может способствовать возникновению коррупционной составляющей в практике применения закона", считает Сергей Шаталов.

Член комиссии ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции и соавтор закона Геннадий Гудков заявил "Ъ", что считает полученное письмо "издевательским". "Все высказанные возражения несостоятельны. В частности, "коррупционные" коэффициенты будут определяться на основании точных измерений и "договориться" по ним будет невозможно. Письмо - это попытка сорвать принятие закона", - заявил депутат. По его словам, проект дорабатывался при участии Минфина, все замечания правительства были учтены и он получил поддержку всех заинтересованных ведомств.