Начало нынешнего года не принесло рынку традиционного для 1 квартала сезонного укрепления спроса. Неясные пока сроки восстановления мировой экономики и затянувшиеся проблемы финансового сектора не вселяют надежд на быстрое улучшение конъюнктуры. Только появление нескольких позитивных новостей позволило удержать падение цен до декабрьских минимумов.
Эксперты уверены, что усилия компаний по сокращению производства помогут уменьшить складские запасы и прийти к долгожданному балансу спроса и предложения, и цены пойдут вверх. Вопрос - когда? Пока наблюдается рыночный парадокс - чем сильнее сокращается производство, тем сильнее падает спрос, и избыток металлов растет еще быстрее.
В феврале запасы на LME вновь выросли, особенно по меди и алюминию. Значит, сокращения необходимо продолжать. Развитие ситуации в значительной степени зависит от сроков запуска и эффективности принятых в ряде государств программ по поддержке экономики. Хотя, по мнению скептиков, многие из них больше похожи на "разбазаривание средств", сам факт их декларирования оказывал позитивное влияние на ход февральских торгов.
Поддержку котировкам оказали и новости из Китая, правительство которого готовит реструктуризацию и консолидацию цветной металлургии, сократив мощности на 1,5 млн т в год, выведя устаревшие и экологически вредные предприятия.
Удержанию цен на нынешнем уровне содействуют и новости из Австралии, где из-за проливных дождей и наводнений приостановлена работа ряда предприятий, добывающих и производящих медь, цинк, свинец.
"Проблески оптимизма" на рынке пока не могут противостоять все еще слабому спросу. Рост цен возможен со 2 квартала, но более реальными сроками эксперты считают конец года.
Средняя цена на медь на LME в январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. выросла на 4,8%. В феврале цены держались на уровне выше 3100 дол./т, по мнению трейдеров, это комфортное значение для активизации покупок металла.
Февральские события позволяют надеяться, что резких падений не будет и в марте. Во-первых, производители продолжают сокращать выпуск металла. Во-вторых, хотя в течение месяца складские запасы и превысили рекорд 2003 г. (500 тыс.т), в феврале уже отмечалось сокращение объемов меди на складах, впервые с октября 2008 г. В-третьих, приближается период сезонной поддержки спроса в связи с оживлением строительства. Наконец, уровень цен поддерживается "энтузиазмом вокруг стимулирующих программ", особенно в КНР.
Однако для позитивной динамики рынка нужны реальные признаки усиления активности в медепотребляющих отраслях в США и КНР, крупнейших потребителях красного металла. Весь месяц рынок подогревали ожидания закупок 700 тыс.т меди в китайский госрезерв. Однако пока этого не произошло, а данные о снижении импорта в КНР в январе сразу на 19% по сравнению с декабрем привели к снижению цен. Впоследствии биржевая стоимость меди все же несколько выросла на фоне ожиданий роста потребления в Китае.
Излишки никеля на мировом рынке на конец 2009 г. выросли до 54 тыс.т. В минувшем году производители объявили о сокращении выпуска на 18%, однако этого недостаточно для стабилизации.
Более 60% никеля идет на производство нержавеющей стали, потребление и выпуск которой остаются на низком уровне, надежд на быстрое улучшение ситуации нет. В январе на LME средняя цена на никель по сравнению с декабрем выросла на 17%, но февральская динамика оказалась негативной.
Причиной очередного снижения цен стал рост биржевых запасов, которые достигли десятилетнего максимума - 91,5 тыс.т. Участники рынка констатируют, что цены на никель еще не упали ниже себестоимости, и запасы металла не так велики, как в других секторах. Восстановление спроса на никель прогнозируется только к концу года.