Ориентированная на экспорт российская "Угольная компания "Заречная", которая входит в группу "Донецксталь", получила собственный выход к морю - Балтийскому.
В середине марта компания начала отгрузку угля через новый угольный терминал в латвийском порте Вентспилс. Сейчас прорабатывается возможность строительства в порту второй и третьей очередей терминала.
Три года понадобилось, чтобы построить такой терминал. Завершить строительно-монтажные работы подрядчикам удалось в ноябре 2008 г. благодаря тому, что основное финансирование было привлечено еще в августе 2007 г. Тогда консорциум банков в составе с DnB NORD Banka, Nordea Finland Plc Latvian branch и Unicredit Banka подписали с компанией Baltic Coal Terminal соглашение о выдаче кредита в размере 53,6 млн евро из 75 млн евро, необходимых для строительства первой очереди. Остальные - около 30% - собственные средства учредителей Baltic Coal Terminal, среди которых Indtec Baltic Coal (родственная структура "Донецкстали") и сам Вентспилский торговый порт (AO Ventspils tirdzniecibas osta). Совладельцам проекта принадлежит по 50% акций терминала.
Еще полтора года назад привлечение заемных средств было преимуществом - так увеличивается рентабельность собственного капитала. В нынешних же условиях кредит может лечь серьезным бременем на любой проект, поставив под сомнение устойчивость предприятия. Однако член наблюдательного совета Baltic Coal Terminal Александр Смирнов рассказал, что проблем с обслуживанием займа нет: "Финансирование долгосрочное. Банки учли возможные риски, принимая решение о кредитовании. Все участники проекта выполняют свои обязательства в запланированные сроки".
"Заречная" (Кемеровская область) и раньше экспортировала свою продукцию через порт Вентспилс. Сейчас, используя новый терминал, компания имеет возможность удвоить объемы перевалки угля - по предварительным планам, до 2 млн т в год. Мощности первой очереди нового терминала, которые в целом составляют 6 млн т, уже сегодня используются для перевалки угля и других российских компаний. "Когда принималось решение о строительстве терминала, учредители задекларировали в стратегии проекта, что с его вводом в эксплуатацию экспортные возможности увеличиваются у всех компаний, переваливающих уголь через Вентспилс, а не только у "Заречной", - подчеркнул А.Смирнов.
И. о. начальника аналитического отдела компании "Альтана Капитал" Александр Макаров отмечает, что специализированный конвейерный терминал, которым является Baltic Coal Terminal, может обрабатывать грузы дешевле, чем крановые терминалы. "При вдвое более высокой норме погрузки угля на судно - около 20 тыс.т в сутки - уменьшается время обработки судов с 4-5 суток до 1-2. А это значит, что на фрахт судна будет потрачено на 50-60 тыс.дол. меньше. В результате компания сэкономит около одного доллара на тонне угля", - подсчитал аналитик.
Несмотря на финансовый кризис, большого пессимизма относительного перспектив на рынке угля в компании не испытывают. В основном шахта "Заречная" добывает энергетический уголь, спрос на который в Западной Европе упал не так сильно, как на Украине. В связи с этим уже начались работы над второй очередью терминала - осуществляется предпроектное исследование, проводятся переговоры с поставщиками оборудования, металлоконструкций, подрядчиками. Вторую очередь предполагается ввести в строй быстрее, чем первую - за 2-2,5 года, потому что для нее уже заложена база - построены фундаменты, железнодорожная инфраструктура, пирс, имеются вагоноопрокидыватели и устройства для разморозки вагонов. Таким образом, мощность будет доведена до 10 млн т в год, а общие инвестиции в проект достигнут, в первом приближении, 130 млн евро.
Кроме того, Baltic Coal Terminal изучает возможность строительства третьей очереди терминала, специализацией которой будет перевалка насыпных грузов. Причем рассматривается возможность обслуживать не только экспортные, но и импортные грузопотоки.
Угольный бизнес "Угольной компании "Заречная" представлен тремя угольными предприятиями: ОАО "Шахта "Заречная" (добыла в 2008 г. 4,44 млн т угля), ОАО "Шахта "Алексиевская" (810,5 тыс.т) и строящиймся ООО "Шахтоуправление "Карагайлинское" (56 тыс. т), в него также входит обогатительная фабрика "Спутник" (мощность - 5 млн т концентрата). На Украине группе "Донецксталь" принадлежит ЗАО "Донецксталь - металлургический завод", шахтоуправление "Покровское", ОАО "Ясиновкий коксохимический завод", ЗАО "Макеевкокс" и другие предприятия.
Поскольку около 90% угля компания экспортирует в страны Западной Европы, Японию, Южную Корею, собственные портовые мощности очень важны для нее. По оценкам экспертов, одна из проблем российской добычи угля заключается в том, что основные объемы добываются на Кузбассе и еще восточнее, а большую часть в себестоимости занимают транспортные расходы. "При цене тонны угля в размере 30 дол. на шахте в Кузбассе, доставка до балтийского порта обойдется примерно в 40 дол., - утверждает А.Макаров. - Тем не менее, такая операция выгодна, поскольку цены на уголь в этом регионе колеблются на уровне 75-80 дол., а себестоимость самой добычи вряд ли превышает 15 дол. на т".