В настоящее время как по объемам производства диоксида титана, так и по имеющимся мощностям, ведущими странами в мире являются США и Китай. Если верить данным, изложенным китайскими представителями на конференции по диоксиду титана в Риме, то производственные мощности американских и китайских предприятий примерно одинаковы - около 1,6 млн т в год. Различие только в используемых способах производства и качестве продукции. В США на всех предприятиях используется сульфатный способ, а в Китае пока только один завод освоил эту технологию. Все остальные китайские заводы используют сульфатный способ.
В 2006 г. мировое производство диоксида титана достигло 5,0 млн т. Скорее всего, на таком уровне будет выпуск этого пигмента и в 2009 г. Если оценки по производству диоксида титана в мире верны, то в 2007-2008 гг. наблюдалось перепроизводство этого пигмента в объеме до 250-300 тыс.т в год. Избыточная продукция, хранящаяся на складах производителей и потребителей, была основным фактором, препятствующим необходимому росту цен на диоксид титана. Несмотря на снижение объемов и темпов потребления диоксида титана в 2009 г. и, возможно, в 2010 г., в более отдаленной перспективе прогнозируется рост потребления этого пигмента не менее, чем 4% в год. Учитывая значительный потенциал спроса на этот продукт в странах Азии, особенно в Китае и Индии, прогноз потребления диоксида титана в мире на 2015 г. - 6,6 млн т и на 2020 г. - 7 млн т. К концу 2008 г. на семь крупнейших компаний, занимающихся производством диоксида титана, приходилось 73% всех мировых мощностей. Еще 21% - мощности китайских предприятий.
Таким образом, основными игроками на мировом рынке диоксида титана в настоящее время являются семь крупнейших компаний. Китайские производители пока ориентируются, в основном, на внутренний рынок. Наметившийся в последние годы рост цен на диоксид титана был прерван разразившимся экономическим кризисом. С сентября 2008 г. по март 2009 г. цены на диоксид титана, как анатазной, так и рутильной модификаций сначала резко опустились, затем поднялись, а конце этого периода повели себя различно в зависимости от региона и вида продукта. Диоксид титана анатазной модификации демонстрирует небольшую снижающуюся тенденцию во всех регионах, за исключением Китая, где эти цены снова резко упали. В Китае очень велика доля производителей диоксида титана анатазной модификации, поэтому этот рынок естественно сыграл на понижение в условиях неблагоприятного низкого спроса. Диоксид титана рутильной модификации также резко упал в цене в Китае, но в ряде других регионов (Австралия, Саудовская Аравия, США, Тайвань) цены на пигмент этой модификации в марте 2009 г. увеличились.
В долгосрочной перспективе прогнозируется постепенный рост цен на диоксид титана, но не очень значительный. Такая ситуация может привести к закрытию еще ряда убыточных предприятий, использующих сульфатный способ производства. Для сохранения рентабельности существующим предприятиям необходимо принять меры по снижению себестоимости продукции. Понимая это, крупнейшие производители (например, компания DuPont) разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции. В течение 2006-2008 гг. экспорт диоксида титана из США увеличился с 581 до 733 тыс.т, а импорт уменьшился с 288 до 183 тыс.т. Это объясняется благоприятным курсом доллара по отношению к валютам других стран и ослаблением внутреннего спроса в основных отраслях, потребляющих этот пигмент.
Значительно снизился импорт диоксида титана из Китая после отмены там возврата НДС на этот товар. Производственные мощности предприятий по производству диоксида титана в Китае по некоторым оценкам уже приблизились к потенциалу аналогичного производства в США. Если все проекты по строительству новых предприятий и расширению существующих заводов будут в ближайшие 2-3 года реализованы, то к 2012 г. Китай будет обладать мощностями в 2 млн т диоксида титана в год, из которых не менее 25% - предприятия, использующие хлоридную технологию. Факторы, стимулирующие производство диоксида титана в Китае: большой потенциал внутреннего спроса (низкое потребление на душу населения); благоприятный прогноз развития отраслей, потребляющих значительные количества диоксида титана, - лакокрасочной промышленности, производства пластмасс; рентабельность предприятий, производящих диоксид титана. Пока Китай остается нетто-импортером диоксида титана, но доля импорта в общем потребление имеет тенденцию к снижению.
Экономический кризис привел к снижению в 2008 г. производства и экспорта диоксида титана в Японии. В начале 2009 г. среднемесячный экспорт снизился почти в два раза по сравнению с летом 2008 г. Для Японии, являющейся чистым нетто-экспортером диоксида титана, снижение экспорта - неблагоприятный фактор. После Китая и Японии Индия претендует в юго-восточной Азии на роль третьего по значимости производителя и потребителя диоксида титана. Прогнозируется, что в течение 15 лет Индия выйдет на уровень потребления в 250 тыс.т в год. В настоящее время Индия потребляет около 90 тыс.т диоксида титана в год, имея общие мощности по выпуску этого пигмента в 66 тыс.т в год. Из всех планируемых в ближайшие годы проектов создания новых производств диоксида титана наиболее реален российско-индийский проект, реализация которого сдерживается пока по организационно-финансовым причинам.
На Украине производство диоксида титана, ориентированное в значительной степени, на внешние рынки, столкнулось с рядом проблем сырьевого, энергетического и политического характера. Несмотря на наличие на Украине титансодержащей сырьевой базы с высоким потенциалом, украинские производители часть сырья закупают за границей. Для развития сырьевой базы требуются значительные инвестиции, поэтому определенные надежды связываются с созданием холдинга "Титан Украины", но пока полной ясности с его структурой нет. Повышение цен на природный газ резко увеличили себестоимость продукции украинских предприятий.