Вернуться ко всем новостям

Российские производители стали столкнулись с проблемами на рынке США

09.07.2009

Российские металлурги, с начала 2000-х гг. завоевывающие американский рынок, сейчас столкнулись с неожиданной проблемой.

Помимо падения спроса и цен на их продукцию власти США отказываются сертифицировать товары, произведенные из российского сырья. Больше всех страдает Новолипецкий меткомбинат (НЛМК), которому уже пришлось из-за действий американских властей, направленных на защиту местной экономики, снизить производство на двух своих заводах на 50% и уволить порядка 600 рабочих.

Бум по покупке американских заводов, выпускающих металлургическую продукцию, начался в среде российских металлургов несколько лет назад с целью получить доступ к одному из крупнейших рынков сбыта. Однако сейчас североамериканская экспансия в условиях экономического спада обернулась для некоторых из них дополнительными проблемами. Как заявил вчера на американо-российском деловом саммите глава совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин, меры, принятые властями США для защиты местной экономики, буквально душат российские предприятия холдинга в этой стране. НЛМК владеет в США тремя металлургическими заводами - Бета-Стил (Beta Steel) в Индиане, а также Фарелл (Farell) и Шарон-Коутинг (Sharon Coating) в Пенсильвании общей мощностью 3 млн т проката в год. На предприятиях работают около 1300 человек.

Как рассказал представитель НЛМК, в феврале 2009 г. конгресс США принял закон о поддержке местной экономики, который, в том числе, вводит ограничения на использование госсредств, например, на закупку товаров, произведенных за пределами США. При этом два из трех заводов НЛМК в этой стране (Фарелл и Шарон-Коутинг) получают заготовку для производства проката из России. В результате американские компании, участвующие в строительстве инфраструктуры, прекратили размещать заказы на заводах НЛМК, так как не могут их затем сертифицировать для участия в госпроектах (проект Buy American). В результате, по словам Владимира Лисина, производство на двух заводах пришлось сократить в этом году на 50% и уволить 600 сотрудников.

В НЛМК считают, что госорганы США должны внести поправки в законодательство, ведь доля добавленной стоимости, создаваемая в США на заводах НЛМК, достигает 60-70%, и при этом у компании просто нет возможности покупать заготовку на внутреннем рынке США - вся она идет на собственные нужды американских заводов.

Аналитик ИФД "Капиталъ" Павел Шелехов отмечает, что проблема сертификации готовой продукции касается в основном НЛМК, так как его заводы в США относительно небольшие, и полуфабрикаты для них компания завозит из России. При этом покупать сырье на внутреннем рынке для НЛМК заведомо невыгодно - его себестоимость выше, чем российского, даже с учетом транспортных расходов. Вряд ли будут сделаны какие-то преференции в сторону г-на Лисина, когда трудности испытывают такие гиганты, как US Steel, считает П.Шелехов.

В "Северстали", которая первой из российских компаний вошла на рынок США (теперь ее мощности в этой стране составляют порядка 12 млн т), отказались от комментариев. В Evraz Group, владеющей американскими Орегон-Стил (Oregon Steel Mills), Клаймонт-Стил (Claymont Steel), а также канадской IPSCO, тоже не стали комментировать тему. Между тем еще в 2006 г. Evraz, покупая Орегон-Стил, заявляла, что собирается наладить поставку на это предприятие российских слябов.

Олег Петропавловский из БКС напоминает, что для НЛМК крайне важен рынок США по всем видам продукции, и он готов во что бы то ни стало отстаивать там свои интересы. Компания специализируется в основном на автолисте, а в России этот рынок для нее почти потерян - тот же АвтоВАЗ перешел на продукцию Магнитки.

Источник информации:
RBC daily
Яндекс.Метрика