Роснедра объявили претендентов на участок Восточный крупнейшего угольного Улуг-Хемского бассейна, конкурс по которому планируется провести до конца года. Ими стали "Северсталь" и Evraz. Интерес к тувинским углям большой, констатируют аналитики, но судьба проекта остается туманной: неясно, кто будет финансировать строительство железной дороги от месторождений и кто станет новым собственником прилегающего Элегестского месторождения, которое сейчас пытается продать Сергей Пугачев.
Как сообщили в Роснедрах, агентство получило две заявки на участие в конкурсе на право разведки и добычи каменного угля на участке Восточный западной части Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Заявки получены от ООО "Улугхемуголь" (дочерняя компания "Северстали") и ООО "Межегейуголь" (дочерняя компания Evraz Group), добавили в ведомстве. Аукцион по участку будет проведен 20 октября, сообщали ранее Роснедра.
Восточный - уже второй участок Улуг-Хемского месторождения, который выставляют на продажу Роснедра в этом году. Первым стал участок Центральный; заявки на конкурс, который должен быть проведен 21 сентября, подали "Северсталь" и Evraz, а также две структуры Новолипецкого металлургического комбината. Всего государство планирует продать три крупных участка Улуг-Хемского бассейна (третий - Западный) с общими запасами 1,7 млрд т коксующегося угля.
На основе месторождений государство планирует создать новый крупнейший угледобывающий комплекс. Концепция освоения бассейна обсуждается с 2007 г., тогда же началось проектирование железной дороги Кызыл - Курагино (418 км), без которой разработка месторождений невозможна. Построить ветку должны компании, получившие лицензии, объединившись в консорциум, говорил в апреле Владимир Путин. В целом в проект планируется вложить более 130 млрд руб., в том числе 49 млрд руб. из инвестфонда. Затем дорога должна быть передана в управление ОАО РЖД.
До сих пор было продано только две лицензии на освоение участков бассейна. Первую - на Элегестское месторождение с запасами 895 млн т - еще в 2007 г. получила "Объединенная промышленная корпорация" (ОПК) С.Пугачева. Но сейчас лицензия может поменять владельца: в июле компания сообщала, что достигла предварительной договоренности о продаже месторождения японской Mitsui. Вторая лицензия - на право разработки Межегейского месторождения - в 2008 г. вызвала на аукционе ажиотажный спрос и была продана Evraz Group за рекордные 16,9 млрд руб. Но затем компания отказалась от лицензии и повторно выиграла ее на новом конкурсе в 2010 г., заплатив уже 950 млн руб.
Интерес к тувинским месторождениям большой, но проект долгий и сложный, напоминает аналитик "Уралсиба" Дмитрий Смолин. Во-первых, до сих пор нет ясности со структурой финансирования железной дороги: логично было бы создать консорциум для ее строительства, но таких примеров в российской практике пока не было. Во-вторых, неясной остается судьба Элегестского месторождения: от того, кто станет его новым собственником, во многом зависит дальнейшее освоение бассейна. Источник в металлургической отрасли, знакомый с ситуацией вокруг Улуг-Хемского бассейна, напоминает, что проект строительства железной дороги первоначально был завязан на инвестиции ОПК С.Пугачева, и смена собственника неизбежно приведет к изменению параметров проекта.