Государственное хранилище драгоценных металлов и камней (Гохран) 20 марта проведет аукцион по продаже алмазов специальных размеров из Госфонда. Как выяснила "РГ", покупателям предложат 556 камней, общей массой 12595 кар. Спрос ожидается ажиотажный. Еще до официального объявления о проведении аукциона (информация появилась на официальном сайте Минфина сегодня) потенциальные покупатели завалили Гохран заявками. Торги, которые проводит Гохран, не похожи на традиционный аукцион. Специалисты, работающие в государственной "сокровищнице" говорят, что это скорее конкурс. Камни демонстрируются в Гохране в течение месяца, чтобы покупатели имели возможность присмотреться к алмазам. Желающие затем подаются заявки. В день "икс" ведущий аукциона объявляет лоты, вскрывает конверты с названиями фирм-покупателей. Кто дал большую цену, тот и забирает камни. Заявки разрешается продавать только компаниям, зарегистрированным в России. Это, в основном, ограночные предприятия. Иностранцы на торги не допускаются. Но особо по этому поводу не страдают. Так как весь объем закупаемых у Гохрана камней все равно перепродается за границу.
Алмазы специальных размеров - это камни, которые весят больше 10,8 кар. Особенность в том, что единой шкалы определения их стоимости не существует, поэтому они оцениваются в особом порядке. Эксперт Гохрана устанавливает свою цену, а эксперты фирм - участниц аукциона - свою. Если покупатель предлагает больше той суммы, которую для этого камня установил Гохран, алмаз продают. Если нет - он остается в хранилище.
Аукционы Гохрана проходят каждый год по давно отлаженной схеме. Но в этом году "правила игры" слегка поменялись.
"Раньше в каждом лоте было по нескольку камней, а с этого года будет по одному", - рассказал "РГ" начальник управления планирования и отпуска драгметаллов и драгкамней Гохрана Вячеслав Иванов. - Дело в том, что наши покупатели постоянно жаловались, что из трех камней им, к примеру, приглянулся только один. Оставшиеся два в этом случае приходилось брать в нагрузку. Вот они и попросили внести корректировки. Мы решили пойти навстречу."
Будет ли мартовский аукцион единственным в этом году или Гохран проведет и другие - пока не ясно. "В прошлом году мы хотели провести два, но уже по итогам одного получили столько денег, что перебрали все квоты, которые нам выделила Госдума. Хотя камней продали меньше, чем рассчитывали", - пояснил Иванов.
На аукционы по продаже алмазов специальных размеров выставляются камни, которые лежат в Гохране еще с советских времен. В прошлом году от продажи всего 986 штук выручил почти 58 млн дол. Тогда покупатели, которые в кризис вынуждены были "затянуть пояса" и притормозить покупки, видимо, решили вознаградить себя.
В нынешнем году спрос ожидается не меньший. "Если где-то кризис уже ощущается, то нас в части спроса на алмазы он пока не коснулся", - констатировал собеседник "РГ".
Помимо алмазов специальных размеров Гохран продает и обычные. Но в рамках других торгов. Это, к примеру, камни, которые Гохрану поставляет главный отечественный алмазодобытчик - компания "АЛРОСА". Во время кризиса, чтобы спасти ее, государству пришлось выкупить алмазов на десятки миллиардов рублей.
"В прошлом году мы продали немножко этих камней. Но пока особо не торопимся. Нужно сначала все их принять, то есть взвесить, проверить качество сортировки и оценки. Пока же основная масса алмазов "АЛРОСы" еще хранится в мешках", - говорит Иванов.
Аукционы алмазов Гохран проводит для того, чтобы на вырученные деньги пополнять Госфонд более ликвидными ценностями. В основном, золотом и платиной, поскольку металл во все времена был "тихой гаванью" во время кризиса. Хотя не все так просто. "Мы с удовольствием покупали бы гораздо больше золота, чем сейчас, тем более, что такую задачу перед нами ставит правительство, - замечает Вячеслав Иванов. - Но его не так просто купить. Мы, к примеру, можем давать аванс лишь в 30% от стоимости покупки. И только сейчас. А наши конкуренты - банки - дают 50% и еще в ноябре. Поэтому золотодобывающие компании работают с ними. Так что нам удается покупать 3-4 т в год. Это, конечно, сущая ерунда".