Многие эксперты в течение всего текущего года предсказывали скорое падение спотовых цен на железную руду, но его так и не случилось.
Наоборот, в декабре рынок начал с небольшого, но выраженного повышения. Котировки на 63,5%-ный концентрат при поставках в Китай, находившиеся в конце ноября на уровне 135-137 дол. за т CFR, выросли до около 138 дол. за т CFR. Как теперь считают аналитики, до конца 2013 г. стоимость руды, как минимум, не опустится ниже 130 дол. за т CFR Китай, хотя и подъем до 140 дол. за т выглядит маловероятным.
Как отмечает старший экономист из Commonwealth Bank of Australia Майкл Уоркман, нынешние цены на железную руду превышают на 10-20% уровень, который ожидали увидеть к концу текущего года большинство рыночных специалистов. По его словам, он сам и его коллеги, прежде всего, недооценили спрос на сырье со стороны Китая.
За первые десять месяцев 2013 г. Китай импортировал 668,4 млн т руды, что на 10,1% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Производство стали за тот же период достигло 651,3 млн т, на 8,3% больше, чем годом ранее. При этом, в первые две декады ноября среднедневной объем выплавки оказался примерно на 2% выше, чем в октябре.
Опережающие темпы роста импорта руды свидетельствуют также о том, что на местном рынке растет доля привозного сырья, в то время как местные поставщики теряют ее. Действительно, большая часть железорудных месторождений, которые разрабатываются в настоящее время в Китае, скорее всего, не вызвала бы интереса у горнодобывающих компаний в любой другой стране мира из-за крайне низкого, по мировым меркам, содержания железа в руде. Многие предприятия имеют низкую рентабельность и отличаются высоким уровнем загрязнения окружающей среды, поэтому власти часто выступают за их закрытие. К тому же, зимой добыча железной руды в Китае сокращается в силу действия сезонных факторов.
Безусловно, нынешние высокие цены на сырье в значительной степени объясняются предзимним накоплением запасов. Резервы руды в китайских портах стабильно увеличиваются уже несколько недель подряд, а в середине ноября превысили отметку в 80 млн т. В достаточно скором будущем - ориентировочно, не позже второй половины декабря - это должно привести к сокращению закупок. Тем более, что зимой спрос на стальную продукцию в Китае сокращается - главным образом, за счет сезонного спада в строительной отрасли.
Кроме того, негативное воздействие на стоимость руды оказывает стагнация на китайском рынке стали. Несмотря на высокий спрос, трудно добиться повышения цен на сырье, когда котировки на готовый прокат стагнируют или медленно идут вниз. Правда, в феврале, после Нового года по китайскому календарю (30 января), китайские металлурги, очевидно, перейдут в наступление, но из-за избытка предложения на местном рынке оно вряд ли станет успешным.
По этой причине специалисты снова предсказывают на ближайшие месяцы снижение цен на железную руду. По мнению аналитиков из Commonwealth Bank of Australia, котировки постепенно опустятся к весне на уровень 115-125 дол. за т FOB Австралия при затратах на доставку порядка 7-8 дол. за т.
В американском инвестиционном банке Goldman Sachs считают, что падение цен начнется только во втором квартале 2014 года, но зато приведет рынок на уровень порядка 85 дол. за т FOB в 2015 г.
Наконец, австралийская железорудная компания Fortescue Metals Group прогнозирует, что в течение ближайших двух лет руда останется в интервале 110-130 дол. за т FOB.
Впрочем, при всем своем различии во взглядах эксперты сходятся в том, что долгосрочные прогнозы на мировом рынке железной руды - дело сложное и неблагодарное. На рынок воздействует слишком много факторов, которые могут повернуться непредсказуемым образом. Поэтому о том, сколько будет стоить руда через год или два, можно только гадать. В ближайшие же один-два месяца цены, скорее всего, продолжат колебания в относительно узком интервале.