Вернуться ко всем новостям

Острые грани российского алмаза: взгляд тех, кто превращает его в бриллиант

23.05.2003
В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция генерального директора СГУП ПО «Кристалл», президента Ассоциации российских производителей бриллиантов Ю.Н.Ребрика и президента Российского алмазного союза В.В.Пискунова по актуальным проблемам развития российского алмазо-бриллиантового комплекса. Основное внимание на пресс-конференции было уделено правовым и законодательным условиям, в которых работают российские огранщики – теме, которая неизменно обсуждается на различных уровнях российского алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) и руководства страны в течение нескольких последних лет.

Ю.Н.Ребрик и В.В.Пискунов считают, что эти условия далеки от нормальных, а существующая законодательная база, которая регулирует имущественно-правовые отношения в отрасли, не только не способствует её развитию, но напротив, создаёт для неё необоснованные препятствия. Они напомнили, что в настоящее время во всём мире добывается алмазов примерно на 8 млрд долларов, а продаётся в ювелирных изделиях - на 50—60 млрд долларов. На долю России из этих количеств приходится, соответственно, около 1.6 -2 млрд и всего 0.5 млрд! Нетрудно себе представить, какая здесь имеется перспектива для повышения эффективности российского АБК – не менее 20 млрд долл. ежегодно! Бриллианты содержат от 15 до 20% добавленной стоимости к стоимости алмазного сырья, и продавая на мировом рынке бриллианты, а не сырые алмазы, можно эти 20% оставлять в России. Российская промышленность способна обрабатывать все алмазы, которые добываются в стране. Но, к сожалению, эта возможность пока используется очень слабо.

Это касается не только алмазов. К примеру, в прошлом году Россия произвела 170 т золота, из него немногим более 10 т (по другим источникам – 25 т) ушло в ювелирную промышленность, а остальное отправлено на экспорт в виде металла. Причина такого соотношения, по мнению интервьюируемых, состоит в том, что российские законы работают против российских ювелиров. Они считают, что в России до сих пор нет свободного рынка алмазов и драгметаллов. Ещё в 1996 г. президентом Ельциным был издан указ №740, который регламентировал порядок торговых операций с сырыми алмазами. Этот указ существовал пять лет, но, как утверждают представители гранильной промышленности, он почти не работал, поскольку оброс многими нормативными актами, которые противоречат почти всем основным положениям, заложенным в этом законе. Единственное, что там осталось, это право собственности предприятий на добытое ими сырье и право его продажи.

Недавно вышел указ второго президента, но и он пока не работает, поскольку все еще идёт согласование документов. Кое-что сейчас меняется к лучшему. Так, Государственной думой в первом чтении принят закон о валютном регулировании и контроле, которым алмазы и золото выводятся из-под валютного регулирования, перестают быть валютными ценностями – как это и принято во всём мире. «У нас это делается якобы для того, чтобы на предприятии чего-то не украли, чего-то лишнего не сделали. А на самом деле исключительно для того, чтобы облегчить работу органов контроля. Чтобы посредством закона или подзаконного акта переложить эту работу на плечи предприятия. Ну, разве можно строить бизнес исходя из того, чтобы чиновникам было проще его проверять?».

Ю.Н.Ребрик и В.В.Пискунов считают, что ситуация с огранкой в мире быстро меняется. «Сегодня во всех традиционных гранильных центрах мира, особенно в Европе, уже практически нет огранщиков. В США нет огранщиков, гранильная промышленность Израиля фактически прекратила существование. Почему? Все очень просто. Алмазы везут на юго-восток, в основном, в Индию, Китай, где их и обрабатывают. И, знаете, неплохой товар делают, из года в год всё лучше и лучше. Причем обратите внимание, Индия практически не добывает алмазов, а бриллиантов производит на миллиарды долларов. Примерно то же положение в Китае». «Действительно, затраты на обработку алмазной мелочи у нас не сравнимы, например, с Индией или Китаем. Там нет зимы и дешевле рабочая сила, естественно, затраты намного ниже наших. Кроме того, там созданы благоприятные условия для работы. И налогов они не платят. Но туда надо продавать только то сырье, которое не имеет смысла обрабатывать в России. А это всего где-то 15% от общей добычи. Все остальное можно и нужно обрабатывать в России». Но в России пока еще очень медленно меняются условия работы огранщиков. «Если мы в самое ближайшее время не войдем в мировой цивилизованный рынок, наша гранильная промышленность в таких условиях просто не выживет».

Все эти основные проблемы можно хорошо видеть на примере работы некоторых российских предприятий. Сейчас в России осталось только два крупных ограночных государственных предприятия – Смоленское и Барнаульское. «Сегодня смоленский «Кристалл» — уникальное предприятие, которому нет равных в мире и которое обрабатывает практически любое алмазное сырье, делая все известные виды огранки. Предприятие заняло на мировом рынке специфическую нишу - очень высококачественного, так называемого «русского товара», что позволило ему не только выжить, но и добиться того, что за производимыми на нём бриллиантами «…стоит очередь покупателей. Они знают, что «русский товар», — а это понятие прочно ассоциируется со смоленскими бриллиантами, — это высочайшее качество, точнейшая геометрия, и поэтому сегодня он пользуется заслуженным успехом на мировых рынках». Смоленский завод за эти годы настолько высоко себя зарекомендовал, что почти 70% его продукции продается по телефону, поскольку покупатели совершенно твердо уверены, что из Смоленска придет именно тот товар, именно того качества и тех параметров, который был заказан. Смоленское ПО «Кристалл» ежегодно производит и продает продукцию стоимостью около 250 миллионов долларов; его партнеры – более ста крупных иностранных фирм; примерно 99% продукции идёт на экспорт. Основные потребители – это Европа (60%), США (20%) и страны Юго-Восточной Азии (около 20%).

Предприятие обладает большим потенциалом развития – оно может давать продукции не на 250 млн долларов в год, как сейчас, а на сумму вдвое больше. Но оно не может купить достаточного количества российского сырья, поскольку 50% российских алмазов продается за рубеж. Около 80% алмазного сырья от своей потребности (в текущем году это примерно 500 тыс.каратов, на 14 млн дол. в месяц) «Кристалл» закупает у АК «АЛРОСА», с которой у завода заключено соглашение по поводу объема продаж. Кроме того, с 1998 года «Кристалл» покупает алмазы на сайтах «DTC De Beers» - на 2 млн дол. в месяц. В предыдущие годы, кроме того, сырье постоянно закупалось в Гохране. Но если Гохран не будет в этом году продавать сырье и если «АЛРОСА» не увеличит объемы продаж заводу, то последние два месяца ему грозит простой, поскольку приобрести сырье в других местах - на свободном рынке – завод, как и другие российские производители, практически не может. Эта ситуация может усугубиться также тем, что Гохран, судя по некоторым источникам, намерен в текущем году приобретать алмазы у «АЛРОСА», что может сократить объём её продаж заводу. «Сегодня, в условиях нашего «свободного рынка», я езжу за российским сырьем в Лондон! Может быть, вы думаете, что в DTC мне его дешевле продают?!» - говорит гендиректор «Кристалла». Покупать сырье на открытом рынке завод не может, поскольку невозможно легально ввезти его в Россию. Такие же трудности возникают у завода и при экспорте продукции. Если сразу не удалось продать вывезенные бриллианты вследствие плохой конъюнктуры, то могут возникнуть осложнения, поскольку в соответствии с существующим законодательством через 90 дней завод должен представить свою валютную выручку; в противном случае ему грозит штраф в 200%. «Я прошу: пустите обратно в Россию мой товар, который я не продал в срок. А мне на таможне отвечают: «Нет, ты сначала докажи, что это и есть именно тот самый товар, который ты вывозил из России». Но при этом надо просто учитывать стоимость товара, а от нас требуют специальной экспертизы. А вы представляете себе, во что она обойдется? Поэтому приходится брать на Западе кредит и эти деньги везти в Россию, чтобы закрыть свой контракт — и никаких штрафов, никаких претензий. Но проценты-то за кредит я плачу не нашим, а западным банкам».

К сожалению, завод не может сейчас выйти на рынок США - самый богатый рынок, на котором осуществляется более 50% мировых продаж бриллиантов. Основное препятствие к этому – кредиты, которые можно брать не более чем на 90 дней. «А конкуренты из Европы могут взять отсрочку на больший срок. Как же нам можно торговать в таких условиях, если в США говорят: дайте нам товарный кредит на полгода? И нам это было бы выгодно — продать на полгода, потому что это уже совсем другие деньги. А когда они знают, что у меня всего 90 дней на продажу, они и цену дают другую, пониже. Рынок США требует, чтобы товар здесь был выставлен на больший срок. Например, крупные камни не продаются в один день. Они ждут своего покупателя».

«Вот поэтому мы 10 раз «за», когда речь идет о вступлении в ВТО. Надеюсь, что в условиях ВТО и мы сможем создать цивилизованный рынок драгоценных камней и драгоценных металлов. После вступления страны в ВТО заводу «Кристалл» будет проще, чем многим другим российским предприятиям. Его продукция вполне конкурентоспособна, предприятие с самого начала своей деятельности ориентировано на экспорт и чувствует себе вполне уверенно на мировом рынке. В последнее время неоднократно возникали слухи о возможном акционировании и приватизации смоленского «Кристалла» и покупке его компанией «АЛРОСА». Ю.Н.Ребрик считает, что это «…процесс нормальный, хотя для меня тоже непонятный. Согласен ли я с этим или нет? Я смотрю на это очень просто. Я думаю, что «Кристалл» акционируют, и это первый шаг, чтобы его продать. Но мне непонятно другое. В стране сегодня есть предприятия, в том числе и гранильные, убыточные по своей сути. Их на самом деле надо продавать. А вот зачем продавать государственное предприятие, которое работает успешно и приносит государству неплохую прибыль?»
Яндекс.Метрика